Опыт создания Международного трибунала по делу о преступлениях против человечности и военных преступлениях в Чеченской республике.
Я хотел бы высказать несколько замечаний о неправительственном трибунале, который мы организовали. Международный трибунал по делу о преступлениях против человечности и военным преступлениях в Чеченской Республике мы были вынуждены создать, поскольку в нашей стране не было другого реального механизма, который бы позволил юридическим путем оценить то, что происходило в то время в России, — гибель десятков тысяч человек, по преимуществу мирных жителей. С другой стороны, Европейский суд по правам человека не мог принять к рассмотрению это дело, а новый специальный трибунал типа Гаагского, естественно, не был бы учрежден СБ ООН. В результате мы были вынуждены провести значительную работу сами. И хотя я не могу сказать, в какой степени наш опыт может быть использован, скажем, для уточнения Устава МУС или для работы этого суда, однако, надеюсь, что в какой-то степени он может быть полезен.
Во-первых, опыт Чеченской войны показал, что интересы довольно узкой, хотя и центральной, в тот момент, группы в руководстве страны, прямо участвовавшей и инициировавшей действия, которые могут быть охарактеризованы как военные преступления и преступления против человечности, зачастую находятся в прямом противоречии с реальными интересами этого государства. Это зачастую вполне отчетливо осознается не только населением страны, но и существенной частью ее руководства. Именно так было в России. В подобных условиях своевременно предпринятые мировым сообществом меры по затруднению дальнейшей эскалации действий, которые могут быть охарактеризованы как преступные, могут резко снизить число жертв и уровень противостояния.
В случае Чеченской войны было очевидно, что не только принятие преступных решений российским руководством, но и попустительство этим действиям мирового сообщества привели к чудовищным жертвам и разрушениям и в значительной степени дестабилизировали положение как в России, так и во многих других частях Европы и Азии, создали сложные проблемы для граждан и правительств многих стран. Мы все понимаем, что нынешние похищения на Кавказе граждан многих стран Европы — это прямой результат Чеченской войны. В то же время активные действия российского общества и, надо сказать, создание нами Международного неправительственного трибунала (как нам потом говорили ответственные чиновники в российском руководстве, в Совете безопасности) способствовали скорейшему окончанию войны и соответственно сокращению массовой гибели людей.
Надо учитывать, что сам факт подобного расследования может быть использован в политике силами достаточно далекими от стремления не только к торжеству правосудия, но и просто к сохранению мира. Так, с первых же шагов создания Трибунала по Чечне нам пришлось очень тщательно следить за тем, чтобы наша работа не была использована различными группировками, скажем, прокоммунистическими, во вполне прагматическом стремлении к смене руководства в стране и приходу их к власти. С другой стороны, стремление к полной объективности расследования заставляло нас сохранять довольно далекую дистанцию и от чеченского руководства, несмотря на то, что оно в это время, бесспорно, представляло собой пострадавшую сторону. И хотя на войне не бывает вполне однозначных ситуаций, тем не менее чеченское руководство, по нашим сведениям, совершало гораздо меньше действий, прямо нарушавших Женевские конвенции и подпадавших под определение «военные преступления и преступления против человечности».
У членов оргкомитета трибунала по Чечне, кроме основной и естественной цели: оценить все происходящее с точки зрения принятых мировым сообществом норм международного права, была и другая цель, дополнительная, но для нас не менее важная: создать впервые в русской истории прецедент юридической ответственности российских лидеров за принятие преступных решений. Погибло около 100 тысяч российских граждан, и мы считали, что не вправе молчать и делать вид, что ничего не произошло. В результате оргкомитет трибунала не пользовался поддержкой ни российского, ни чеченского руководства. Впрочем, и сопротивление подготовительной работе трибунала, которое было в основном с российской стороны, если и происходило, то далеко не в той мере, в которой его можно было ожидать.
Тем не менее контакты группы обвинителей с официальными представителями государственных органов и в нашем случае имели очень большое значение. Так, в первую очередь благодаря показаниям министра здравоохранения Чеченской Республики установлены факты применения российскими войсками против мирного населения не только дефолиантов, но и другого химического оружия. С другой стороны, материалы ФСБ и доклад директора ФСБ генерала Ковалева о правонарушениях, совершенных чеченцами, переданные заместителем секретаря Совета безопасности М.Митюковым покойному члену трибунала, в прошлом — министру юстиции России Юрию Хамзатовичу Калмыкову, позволили комитету обвинителей избежать односторонности и убедительно показали, что и российские власти вынуждены считаться с работой неправительственного трибунала.
Наконец, для нас, поскольку трибунал был неправительственным и не имел полицейских возможностей, но при этом ставил перед собой не публицистические, а чисто правовые задачи, были очень важны и безупречность юридической процедуры и устава трибунала, и международный высокопрофессиональный уровень состава комитета наблюдателей, председателем которого был известный шведский юрист Клаус Пальме, у которого я рад приветствовать сегодня в Москве. Для нас был важен также высокий политический статус и независимость самих членов трибунала. Все это вместе хотя и не дало нам пока возможности завершить работу трибунала, но позволило собрать и издать несколько томов уникальных материалов, провести опрос свидетелей в разных странах, получить результаты экспертиз, которые отказывались по понятным причинам делать российские ведомства.
Международный Уголовный Суд, конечно, должен обладать достаточно гибким механизмом, позволяющим выделить в отдельное производство сведения о преступлениях, которые становятся известны лишь в ходе самого расследования, как, скажем, неожиданная для нас, уже упоминавшаяся информация о применении Российской армией химического оружия. Самым важным в опыте создания МУС является бесспорное подтверждение позиции практически всех неправительственных организаций европейских государств, да и многих других о том, что в юрисдикцию МУС, с одной стороны, должны входить конфликты, в том числе и немеждународного характера, а с другой стороны, что МУС хотя и должен руководствоваться уставами и документами ООН, но не может и не должен быть полностью подчинен Совету Безопасности ООН. Именно потому, что война в Чечне была названа мировым сообществом внутренним делом России, а Гаагский трибунал мог быть собран, как я уже упоминал, лишь по решению Совета Безопасности, где Россия имела право вето, мы и вынуждены были создавать наш Международный неправительственный трибунал.
Если эти условия полностью или частично сохранятся и после создания постоянно действующего МУС, неправительственные организации и в дальнейшем вынуждены будут создавать свои ad hoc трибуналы, что, с одной стороны, резко снизит авторитет межправительственных организаций, а с другой, — к сожалению, окажется гораздо менее эффективным и в гораздо меньшей степени будет служить сохранению мира и безопасности человечества.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Предыдущая страница Следующая страница
Опубликовано на сайте: 22 февраля 2010, 19:38
Как ивлечь этнокриминальные власти России и Дагестана к ответственности за апартеид в отношении 13 коренных малочисленных андо-дидойских народов Дагестана?
The Human Rights Commitеe В Комитет по правам человека
c/o Office of the United Nation Бюро Верховного комиссара
High Commissioner Объединенных Наций
For Human Rights по правам человека
8-14 avenue de la Paix 8-14 проспект Мира
1211 Geneva 10 1211 Женева 10
SWITZERLAND Швейцария
Дата: 18 ноября 2012 года
Представляется на рассмотрение в соответствии с Факультативным протоколом
к Международному пакту о гражданских и политических правах.
I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ СООБЩЕНИЯ:
Фамилия: Ахмеднабиев Имя: Магомед
Гражданство: Российская Федерация, Республика Дагестан
Дата и место рождения: 18 ноября 1953 года
Постоянный адрес- 368090, Россия, Дагестан, Ахвахский район селение Карата
Иной адрес для получения конфиденциальной корреспон¬денции (если отличается от постоянного адреса)
368012 Россия, Дагестан, г. Махачкала, проспект Петра 1, дом.44-г, кВ.48
Сообщение представляет: – жертва, а также соучредителей Общины «Калалал» коренного малочисленного каратинского народа Дагестана:
Фамилия- Алиев Имя- Ахмедула
Гражданство- Российская Федерация.
Дата и место рождения- 01.04.1953 года
Нынешний адрес или местонахождение- 368090, Россия, Дагестан, Ахвахский район сел. Карата
Фамилия- Гаджимагомедов Имя- Магомедали
Гражданство- Российская Федерация.
Дата и место рождения- 14.02.1955 года
Нынешний адрес или местонахождение- 368090, Россия, Дагестан, Ахвахский район, сел. Карата
От имени всех членов Общины «Калалал» коренного малочисленного каратинского согласно списка утвержденного 08.02.2012 года, а также принятых заявлений в количестве более 2500 представителей коренного малочисленного каратинского народа Дагестана, пожелавших поддержать жалобу.
II. ЗАТРАГИВАЕМОЕ ГОСУДАРСТВО:
Российская Федерация, Республика Дагестан
Статьи Международного пакта о гражданских и политичес¬ких правах, которые, как представляется, были нарушены:
— Право на самоопределение(ст.1).
— Права на уважение и признание прав, признанных в Пакте(ст.2)
— Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14).
— Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).
— Права ребенка (ст. 24).
— Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).
— Права лиц, принадлежащих к национальным меньшин¬ством (ст. 27).
— Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)
Внутренние средства правовой защиты, которые были исчерпаны предполагаемой жертвой (жертвами) или от ее (их) лица: обращение в суды или в другие государственные органы; когда и с каким результатом (по возможности, приложить копии всех соответствующих судебных или административных решений):
Россия в соответствии с Конституцией гарантирует: – основные личные права и свободы (ст. 20-28); основные публично-политические права и свободы (ст. 29-33); основные экономические, социальные и культурные права и свободы (ст. 34 – 44).
Конституция Республики Дагестан гарантирует:
Ст. 20 В РД защищаются права и свободы человека и гражданина независимости от национальности, расы, языка, происхождения, места жительства, политических, правовых и иных убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обязательств. Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Ст.28 Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Запрещается пропаганда социального, расового, национального или языкового превосходства.
Ст. 30 каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование своим родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Ст. 33 граждане вправе собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Ст. 34 Каждый имеет право на объединение в порядке, предусмотренном законом.
Община «Калалал»(К11ирди) коренного малочисленного каратинского народа Дагестана учреждена 8.02.2012г. в соответствии с требованиями ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», ФЗ “О некоммерческих организациях”, а также традиционного обычного права каратинского народа. ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ”, статья 14 которого содержит оговорку о необходимости учета обычаев и традиций, если они не противоречат федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации. В Федеральном законе России “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ”, в статье 4 которого есть положение о том, что “Решения по вопросам внутренней организации общины малочисленных народов и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основании традиций и обычаев малочисленных народов, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан”.
Соучредители Ахмеднабиев М.Х. Алиев А.А., Гаджимагомедов М.Б. собрали необходимые документы и 24 февраля 2012 г. обратились в Управление юстиции РФ по РД с заявлением по регистрации Общины «Калалал» коренного малочисленного каратинского народа Дагестана.
Учредительными документами общины малочисленных народов являются (п. 3 ст. 8 Федерального закона “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов”): учредительный договор; устав. Все необходимые для регистрации общины документы были представлены, получена расписка.
Управление юстиции РФ по Республике Дагестан, являясь регистрирующим органом местных общественных объединений, распоряжением № 176 от 2.04. 2012г. отказало в государственной регистрации территориально-соседской общине «Калалал» коренного малочисленного каратинского народа Дагестана при ее создании.
Письмом от 02.04.2012 г. № 05-03-307/12-О-АГ, сообщено об отказе Управления юстиции зарегистрировать Общину. В качестве основания для отказа в регистрации в письме указано, что –«Учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, Государственный Совет Республики Дагестан определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Вместе с тем в Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 г. № 255, а также в постановлении Государственного Совета Республики Дагестан от 18.10.2000 № 191 «О коренных малочисленных народах Республики Дагестан» данный народ не значится.
Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ».
Требования законодательства Общиной не были нарушены, поэтому принимая незаконное решение об отказе в регистрации Общины, чиновники создали искусственные препятствия по жизненно важному вопросу – реализации коллективных прав на получение статуса каратинского народа: коренного малочисленного народа Дагестана; создание территорий традиционного природопользования, на ведение традиционного образа жизни и защиту исконной среды обитания; Общины коренного малочисленного каратинского народа Дагестана; каратинского языка, как родного, получения на каратинском языке образования дошкольного, а также в начальной школе.
06.04.2012 г. соучредители Общины «Калалал» коренного малочисленного каратинского народа Дагестана обратились с жалобой в федеральный суд Ботлихского района о признании незаконным отказ Управления юстиции РФ по Республике Дагестан в регистрации Общины «Калалал» коренного малочисленного каратинского народа Дагестана и обязать его зарегистрировать Общину.
27.04.2012 года Определением Ботлихского суда РД жалоба была возвращена с предложением обратиться в федеральный суд Советского района г. Махачкала по подсудности и месту нахождения организации.
16 мая 2012 года соучредители Общины «Калалал» коренного малочисленного каратинского народа Дагестана обратились с жалобой в федеральный суд Советского района г. Махачкала.
Решением федерального суда Советского района г. Махачкала от «05» июля 2012 г. оставлена без удовлетворения наша жалоба на отказ в регистрации Общины «Калалал»(К11ирди) коренного малочисленного каратинского народа Дагестана.
По мнению суда, изложенному в решении, отказ Управления юстиции в регистрации общественного объединения является законным, поскольку- «Судом установлено, что в Едином перечне коренных малочисленных народов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 года №255 «каратинцы» не значатся коренным малочисленным народом Республики Дагестан.
16.07.2012 года подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Дагестан.
21.09.2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан вынесено Апелляционное определение- «Решение Советского районного суда г. Махачкала от 5 июля 2012 года .. о признании незаконным отказа Управления Министерства Юстиции РФ по Республике Дагестан в регистрации общины «Калалал»(К11ирди) коренного малочисленного каратинского народа Дагестана оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения».
«Доводы заявителей о том, что ответчиком сделана ссылка на несуществующий орган Государственный Совет Республики Дагестан также является не обоснованным. Поскольку на момент утверждения Единого перечня коренных малочисленных народов РД в 2000 году, Государственный Совет РД, являлся государственным органом РД правомочным устанавливать перечень коренных малочисленных народов РД.
Вышеуказанное свидетельствует об отсутствии у заявителей правовых оснований для удовлетворения заявленного требования. В связи с чем, оно подлежит оставлению без удовлетворения»..
Обращения в другие государственные органы
09.04.2012г. Ответ Министерства Юстиции РФ с разъяснением, что каратинцы не имеют права создавать общины коренного малочисленного народа Дагестана.
18.04.2012г. Обращение к Президенту РФ по электронной почте о внесении изменений в ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».
18.04.2012г. Ответ Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций о направлении дополнительных материалов.
20.04.2012. Ответ Министерства Юстиции РФ о правомерности отказа в регистрации общины каратинского народа Дагестана.
24.04.2012г. Письмо (электронное)в Комитет по делам национальностей Г.К. Сафаралиеву.
24.04.2012г. ответ Комитета по делам национальностей, о принятии обращения к сведению и использованию в работе Комитета.
24.04.2012г. Ответ Аппарата Совета Федерации ФС РФ, Управления Информационного о документального обеспечения о передаче сообщения в Комитет по федеративному устройству, региональной политике , местному самоуправлению и делам Севера.
26.04.2012г. Ответ Аппарата уполномоченного по правам Человека в РФ с предложением обратиться в суд и по результатам направить к ним материал.
04.05.2012г.Ответ Комитета по делам национальностей о принятии обращения к сведению.
05.05.2012г. Министерство юстиции РФ, что ответ исчерпывающий дан в письме от 09.04.2012г.
05.05.2012г. Министерство регионального развития РФ ответ, что право определять особенности коренных малочисленных народов, устанавливать перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень закреплено за Республикой Дагшестан. С разъяснением, что каратинцы учтены в качестве субэтнической группы при переписи населения 2010г. На территории Дагестана проживал 4671 каратинец. Это может служить основанием, подтверждающим наличие этнической общности каратинцев в РД.
21.05.2012г. Комитет но межнациональным отношениям Народного Собрания РД, что вопрос получения каратинцами статуса коренного малочисленного народа будет рассмотрен после внесения изменений в проект ФЗ » О внесении изменений в ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ( в части дополнения и уточнения понятийного аппарата, определения порядка отнесения граждан РФ к коренным малочисленным народам РФ)».
30.05.2012г. Комитет Совета Федерации по федеративному устройству ответ с выражением признательности за предложения.
04.06.2012г. Аппарат правительства РФ, ответ о направлении обращения в Минрегионразвития, для рассмотрения.
05.06.2012г. Комитет но межнациональным отношениям Народного Собрания РД, что по вопросу получения каратинцами статуса коренного малочисленного народа дан ответ письмом от 21.05.2012г.
06.06.2012г. Возражения Управления Минюстиции РФ по РД на жалобу.
06.07.2012г. Прокуратура РФ ответ о направлении обращения в Прокуратуру РД.
10.08.2012г. Ответ Прокуратуры РФ на повторное обращение, что исчерпывающий ответ дан 18.05.2012г. с приложением ответа об обращении в суд.
19.09.2012г. Возражения Управления Минюстиции РФ по РД на жалобу.
26.10.2012г. Резолюция Съезда Народов Дагестана- «Съезд требует признать общину основной формой общественного устройства коренных народов Дагестана, подтвердив ее право на владение и пользование землями исконного проживания и право представления своих представителей в органах власти всех уровней».
Уведомление в Минюстиции Республики Дагестан от 26.11.2012г. о проведении митинга.
28.11.2012г. ответ об отказе в проведении публичного мероприятия на площади им. В.И. Ленина.
Таким образом, внутренние средства судебной защиты на этом оказались исчерпаны и возглавляемое мною общественное объединение на основании доказательств, полученных с нарушением закона, получило первое письменное предупреждение регистрирующего органа.
В порядке надзора председателю Верховного Суда надзорная жалоба не подавалась в связи с отсутствием ее эффективности, так как нарушения прав коренных малочисленных народов и их общин в Дагестане и России, как и всех демократически настроенных общественных объединений(НПО, НКО) приобрела систематический и массовый характер.
Внутренние средства судебной защиты на этом оказались исчерпаны.
Решения судами приняты без всестороннего, объективного рассмотрения дела в основу которого было положена ассимиляционно-дискриминационная политика властей РФ и РД, базирующаяся на марксистской теории «исторической вредности малых народов».
III. ИЗЛОЖЕНИЕ ФАКТОВ
1. Согласно статье 30 Конституции РФ каждый имеет право на свободу объединений.
Россия в соответствии с Конституцией гарантирует: – основные личные права и свободы (ст. 20-28); основные публично-политические права и свободы (ст. 29-33); основные экономические, социальные и культурные права и свободы (ст. 34 – 44).
Конституция Республики Дагестан гарантирует:
Ст. 20 В РД защищаются права и свободы человека и гражданина независимости от национальности, расы, языка, происхождения, места жительства, политических, правовых и иных убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обязательств. Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Ст.28 Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Запрещается пропаганда социального, расового, национального или языкового превосходства.
Ст. 30 каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование своим родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Ст. 33 граждане вправе собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Ст. 34 Каждый имеет право на объединение в порядке, предусмотренном законом.
Реализуя данное конституционное право, 8.02.2012 года группа граждан, в числе которых был и автор сообщения, приняла решение о создании общины «Калалал» коренного малочисленного каратинского народа Дагестана, утвердила его Устав. 24.02. 2012 года все необходимые для регистрации документы были предоставлены в Управление Министерство юстиции РФ по РД.
2. Управление юстиции РФ по Республике Дагестан, являясь регистрирующим органом местных общественных объединений, распоряжением № 176 от 2.04. 2012г. отказало в государственной регистрации территориально-соседской общине «Калалал» коренного малочисленного каратинского народа Дагестана при ее создании.
3. 06.04.2012 г. соучредители Общины «Калалал» коренного малочисленного каратинского народа Дагестана обратились с жалобой в федеральный суд Ботлихского района о признании незаконным отказ Управления юстиции РФ по Республике Дагестан в регистрации Общины «Калалал» коренного малочисленного каратинского народа Дагестана и обязать его зарегистрировать Общину.
4. 27.04.2012 года Определением Ботлихского суда РД жалоба была возвращена с предложением обратиться в федеральный суд Советского района г. Махачкала по подсудности и месту нахождения организации.
5. 16 мая 2012 года соучредители Общины «Калалал» коренного малочисленного каратинского народа Дагестана обратились с жалобой в федеральный суд Советского района г. Махачкала.
6. Решением федерального суда Советского района г. Махачкала от «05» июля 2012 г. оставлена без удовлетворения наша жалоба на отказ в регистрации Общины «Калалал»(К11ирди) коренного малочисленного каратинского народа Дагестана.
7. 16.07.2012 года подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Дагестан.
8. 21.09.2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан вынесено Апелляционное определение- «Решение Советского районного суда г. Махачкала от 5 июля 2012 года .. о признании незаконным отказа Управления Министерства Юстиции РФ по Республике Дагестан в регистрации общины «Калалал»(К11ирди) коренного малочисленного каратинского народа Дагестана оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения».
Принимая незаконное решение об отказе в регистрации Общины, суды и чиновники создали искусственные препятствия по жизненно важному вопросу – реализации коллективных прав на получение статуса каратинского народа: коренного малочисленного народа Дагестана;
16 июля 2013, 11:21