Суд как художественный жест. «Грани времени». Радио «Свобода»



Петр Павленский: «Мы смогли увидеть, что можно заниматься методичным уничтожением культуры, а потом на этом основании объявить себя памятником культуры. Мы увидели действующий могильник, который одновременно является центральным очагом, центром власти над 146 миллионами человек. Власть эта удерживается методом непрерывного террора …

Иначе в ближайшем будущем тюрьма повседневности станет буквальной тюрьмой каждого из нас в реальности. Потому что террористическая угроза питается страхом».

Сергей Григорьянц: «…. у Павленского был представитель КГБ и был представитель народа.

Надо надеяться, что будут и другие суды, подобные Нюрнбергскому, над SS, над гестапо, которые будут более разумными. Но этот все равно останется первым».

«… он вколотил гвоздь себе в мошонку на Красной площади. Это ошеломляющий знак. Это ведь то, что делают в крытых тюрьмах доведенные до совершенного отчаяния, до состояния совершенной безнадежности заключенные. И Павленский объединил фантастическим, гениальным своим провидческим даром отчаяние русского народа, его состояние и Красную площадь. …

Он свел вместе русский народ и КГБ, все преступления КГБ за 100 лет – и нынешнюю власть КГБ в России. То есть это самый точный выбор проблемы. Я не знаю сейчас в России ни одного политического деятеля, который бы так точно обозначал состояние русского народа и его отношение к власти».

«… Так что сказать, что будет завтра, когда ты имеешь дело с профессиональными террористами, когда мы знаем, что многое, происходящее во всем мире, тоже идет из здания на Лубянке, – к сожалению, это легкомысленно».

«… Важно не решение Европейского суда, важно то, что сейчас в “Белой книге” немецкого Управления безопасности Россия определена как страна, из которой исходит опасность для всего мира. Важно то, что, к счастью, не все у них получается. Важно то, что миром осознано, что именно это совершенно недвусмысленно говорит Павленский».

Владимир Кара-Мурза-старший: Художник-акционист Петр Павленский, освобожденный в среду из зала суда, где рассматривалось дело о поджоге двери здания ФСБ, не собирается выплачивать назначенный ему штраф. Об этом он заявил журналистам.

В ночь на 9 ноября прошлого года Павленский облил бензином и поджег входную дверь в здание ФСБ на Лубянке. Художник назвал эту акцию “перчаткой, которую бросает общество в лицо террористической угрозе”.

О Петре Павленском, суде над ним и отношении общества к его акциям мы сегодня поговорим с нашими гостями – Сергеем Григорьянцем, основателем правозащитного фонда “Гласность”, и Юрием Самодуровым, основателем и бывшим директором Музея и Центра имени академика Сахарова.

Сергей Иванович, чего больше в действиях Петра – политики или чистого искусства?

Сергей Григорьянц: Я думаю, что там одинаково много и того, и другого. Павленский, конечно, великий художник. И от нашего времени останутся, конечно, акции Павленского. У великих живописцев под живописью всегда виден первоклассный, изысканный рисунок. А в акциях Павленского есть замысел более точный и более важный, чем у любого оппозиционного деятеля сейчас в России.

Владимир Кара-Мурза-старший: Юрий Вадимович, как вы оцениваете творчество Петра?

Юрий Самодуров: Я был среди подписавших диплом, присужденный Петру Павленскому большой группой людей, занимающихся современным искусством. 128 человек – художники, кураторы, галеристы, музейщики, арт-критики, которые пишут о современном искусстве, – подписали этот документ. Он есть в интернете. Достаточно набрать в поиске “Диплом Петру Павленскому”, чтобы с ним ознакомиться. Они подписали этот документ для того, чтобы убедить, скажем так, всех, что это не акт вандализма, не акт хулиганства, в чем его сначала обвиняла прокуратура, а это художественная акция, причем сильная, важная, значимая.

На фотографии мы видим, что, в общем-то, одинокий человек спокойно стоит на фоне входа в ад, грубо говоря. Что там делается – никто не знает. Что раньше делалось? Мы знаем, что там были ужасные преступления. Вот он и бросил этому вызов. Наверное, он был первым, может быть, начиная с восстания левых эсеров в Москве, которые каким-то уличным действием открыто и публично бросили вызов этой организации, показав, что эта организация, которая объявляет себя правопреемником НКВД, НКГБ и так далее, – это преступная организация.

Художники, конечно, назвали это художественной акцией. Но многие художественные акции, безусловно, обладают политическим смыслом.

Владимир Кара-Мурза-старший: Напомню, что левые эсеры тоже работали в ВЧК. Александрович был первым заместителем Дзержинского. Не то что они ненавидели ВЧК, просто она против них применила свою машину репрессий.

Сергей Григорьянц: Я думаю, что так далеко уходить необязательно. Важно, что это первое публичное противостояние русского народа. Суд, который был позавчера, – это был первый суд в истории России, где публично противостояли КГБ и представитель русского народа, которым и был Павленский.

Хрущев, конечно, пытался уничтожить КГБ, расстрелял некоторое количество палачей, но это были закрытые суды. А потом был всем нам памятный 91-й год, когда тысячи людей бросились к Лубянке. Ну, это бы закончилось самосудом и разгромом. Но этой встречи народа и преступной, террористической организации, захватившей власть в нашей стране, тогда не произошло. Когда нас судили, у меня было пять следователей из КГБ и две оперативные группы. А в суде сидел прокурор, и КГБ как бы не было. А вот у Павленского был представитель КГБ и был представитель народа.

Надо надеяться, что будут и другие суды, подобные Нюрнбергскому, над SS, над гестапо, которые будут более разумными. Но этот все равно останется первым.

Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте дадим слово адвокату Петра Ольге Динзе.

Ольга, мы вас поздравляем с этой победой! А правильно ли общество восприняло приговор, как сравнительно мягкий? Несмотря на то, что Сергей Иванович напомнил, что в зале были в качестве потерпевших представители ФСБ.

Ольга Динзе: Я считаю, что поздравлять не с чем. Мы все-таки надеялись и просили оправдать Петра Павленского. Мы не считаем, что в его действиях есть состав преступления, предусмотренный статьей 243-й – “Повреждение и уничтожение объектов культурного наследия”. Поскольку в его действиях, даже если мы говорим об идеологической ненависти, по крайней мере, на тот момент мы не знали, что это объект культурного наследия. Павленский об этом не знал и знать не мог. Соответственно, мы, конечно же, недовольны обвинительным приговором.

Что касается 500 тысяч рублей штрафа, я считаю, что это штраф несоразмерный с вменяемым деянием. В том числе с учетом того, что художник Павленский официально не работает, постоянного дохода не имеет. Это огромная сумма.

Вместе с тем, хотелось бы обратить особое внимание на то, как легко суд принял решение по гражданскому иску, удовлетворив его. Хотелось бы отметить, что суд не обосновал удовлетворение исковых требований в исковой части. Обоснование основано исключительно на культурологической судебной экспертизе. Это недопустимо! Здесь все-таки необходимо проводить товароведческую экспертизу, чтобы установить действительный вред, причиненный двери. Кроме того, даже если мы говорим о культурологической экспертизе, мы не должны забывать о том, что еще существует стоимость реставрационных работ, которая значительно меньше 500 тысяч, она составляет около 150 тысяч рублей.

Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте посмотрим видеорепортаж наших коллег Натальи Джанполадовой и Алексея Зыкова, которые работали сегодня в Мещанском суде.

Петр Павленский, художник-акционист: Я благодарю всех! Спасибо всем, кто не боялся! Ваша поддержка очень важна была! Всем спасибо большое!

Как я говорил уже, на самом деле не важно, чем закончился этот процесс. Важно было то, что мы смогли увидеть, то, что все смогли увидеть, мы смогли вскрыть во время этого процесса ту действительность, которую смогли показать. Мы смогли увидеть, что можно заниматься методичным уничтожением культуры, а потом на этом основании объявить себя памятником культуры. Мы увидели действующий могильник, который одновременно является центральным очагом, центром власти над 146 миллионами человек. Власть эта удерживается методом непрерывного террора.

Более полугода я каждый день сталкивался с полицейским надзором, каждый день полицейский надзор на воле, насколько я знаю, становился все больше и больше. Мы должны быть очень внимательными и очень действенными. Иначе в ближайшем будущем тюрьма повседневности станет буквальной тюрьмой каждого из нас в реальности. Потому что террористическая угроза питается страхом. Вот и все, наверное.

Петр Верзилов, участник арт-группы “Война”: Освобождение Павленского, безусловно, является крупнейшим, замечательным событием. И мы все очень рады, вдохновлены тем, что процесс и несколько месяцев Петра в следственном изоляторе так триумфально и радостно закончились.

Владимир Акименков, гражданский активист: Я не удивлен тому, что решение обвинительное. Но я не ожидал того, что судья снизит сумму штрафа в 3 раза. Посмотрим, что будет в апелляции.

Владимир Кара-Мурза-старший: Юрий Вадимович, вы в свое время тоже были оштрафованы.

Юрий Самодуров: Да, был. Я очень рад, что Павленский на свободе. Думаю, все мы рады. Тем не менее, я разделяю решение суда на две части. И надо понимать, какой иск был к нему предъявлен, и какой был приговор. Следствие сначала обвинило его в хулиганстве, в вандализме, потом это было снято, и его обвиняли в повреждении памятника искусства. 3 июня я был на заседании суда, где рассматривался этот вопрос. Эксперт со стороны обвинения Дмитриенко Дмитрий Васильевич, начальник отдела декоративно-прикладного искусства центра, который давал это заключение, сказал, что в 2008 году дверь, которую поджег Павленский, была заменена. А новая дверь не является культурной ценностью. Это первая часть обвинения. Собственно, в связи с этим обвинением прокуратура просила 2 миллиона рублей штрафа. Судья дала не 2 миллиона, а 500 тысяч, то есть снизила требование в 4 раза. Я думаю, она прекрасно понимает, что эта дверь – не культурная ценность. В суде все это было сказано. Но противостоять в одиночку ФСБ, даже судье, мне кажется, страшно. Судья сделала все, что могла, – она снизила штраф. Ну, чтобы, грубо говоря, не попасть случайным образом под машину.

А вторая часть обвинения тоже существенна – это компенсация за ремонт двери, гражданский иск. При мне прокурор и представитель ФСБ огласили сумму – 481 тысяча рублей. Эта сумма в суде не обсуждалась, она никак не обоснована. Действительно, какую-то сумму Павленский, с моей точки зрения, обязан выплатить просто потому, что он нанес вред, грубо говоря, имуществу. Если он не будет этого делать – это его принципиальная позиция, его право. Но важно то, что это, в общем-то, справедливое, нормальное требование, – но сумма никак не обоснована. Я думаю, что она гораздо меньше, чем 480 тысяч.

Владимир Кара-Мурза-старший: А вот Сергей Иванович настаивает на политической подоплеке.

Сергей Григорьянц: Это не я настаиваю на политической подоплеке, это Павленский настаивает. Это Павленский хотел, чтобы его судили за терроризм. Я говорю о поразительном таланте Павленского. До этого было то, что не было понято почти всеми, – он вколотил гвоздь себе в мошонку на Красной площади. Это ошеломляющий знак. Это ведь то, что делают в крытых тюрьмах доведенные до совершенного отчаяния, до состояния совершенной безнадежности заключенные. И Павленский объединил фантастическим, гениальным своим провидческим даром отчаяние русского народа, его состояние и Красную площадь. А крытая тюрьма – это самое страшное место. Это не зоны. И это абсолютно гениальная и по замыслу, и по исполнению метафора нашей власти и нашей жизни, жизни русского народа. Он свел вместе русский народ и КГБ, все преступления КГБ за 100 лет – и нынешнюю власть КГБ в России. То есть это самый точный выбор проблемы. Я не знаю сейчас в России ни одного политического деятеля, который бы так точно обозначал состояние русского народа и его отношение к власти.

У меня большая коллекция живописи. Современное искусство не является предметом моего большого интереса. Но акции Павленского – это действительно совершенно небывалое в русском искусстве соединение. Искусство помогает политической проницательности.

Юрий Самодуров: Я бы напомнил об акции Pussy Riot.

Сергей Григорьянц: Это другой масштаб.

Юрий Самодуров: Не надо забывать, что Павленский не один.

Владимир Кара-Мурза-старший: Ольга, пока Петр находился в предварительном заключении, мы все воспринимали его политзаключенным –. Как вы считаете, суд относился к нему как к политическому обвиняемому? Или он пытался свести все в основном к уголовной стороне дела?

Ольга Динзе: Я считаю, что суд относился к Петру как к политическому заключенному, можно сказать, поскольку вынесен неправосудный, на мой взгляд, приговор. Суд абсолютно немотивированно решил, что доводы защиты – это всего лишь доводы защиты. В том числе в части господина Попова, которого мы вызвали в суд в качестве специалиста, но суд решил допросить его в качестве свидетеля. Суд очень интересно отразил его показания в приговоре, сказав о том, что поскольку это была инициатива защиты, а не органа предварительного следствия или суда, поэтому у суда нет оснований доверять данному специалисту. У суда есть основания доверять экспертам.

Поэтому рассматривать данный процесс в рамках обычного уголовного процесса, конечно же, я не вижу оснований. Если бы это был действительно обычный процесс над обычным человеком, политически немотивированный процесс, в таком случае, я уверена, суд вернул бы данное уголовное дело прокурору в порядке 237-й статьи, чтобы там это дело осталось и больше никогда в суд не возвращалось. Поскольку вина Павленского не доказана.

Юрий Самодуров: Как мне кажется, вопрос о том, сажать или не сажать Павленского, решался не в суде, не в судебной комнате, а гораздо выше. Мне кажется, в администрации президента. Как и наше дело два раза – два процесса – было на столе у президента. И решал – сажать или не сажать – не судья. Судья определял размер штрафа, когда было решено не сажать.

Владимир Кара-Мурза-старший: Сергей Иванович, как вы считаете, следил ли Кремль за процессом в Мещанском суде?

Сергей Григорьянц: Да, конечно! Потому что любое действие, связанное с Лубянкой, да еще и агрессивное действие… Позавчера мы с Сергеем Адамовичем были тому свидетелями. Для меня было грустно то, что лучше всех – и единственный, кто говорил по-настоящему, – был как раз Петр Павленский. Не было людей моложе нас с Ковалевым, которые бы говорили так об этом… Говорили о стоимости двери, о каких-то пустяках, о том, можно ли что-то предъявлять. А Павленский изначально заявил, что это политическое дело, что это его столкновение с Комитетом государственной безопасности, что это его борьба со страхом, который овладел нашей страной. Мы с Сергеем Адамовичем были свидетелями, два старика, и были очень молодые люди. К сожалению, нет никого, кто бы был посередине. Когда мне позвонила Ольга и попросила быть свидетелем, она сказала, что она обзвонила очень многих людей, но все отказались. Все боятся. Это тот самый страх, с которым замечательно борется Павленский.

Юрий Самодуров: Мне кажется, что все-таки сам Петр Павленский решал, кого вызывать в суд свидетелями, давал согласие, вызывать или не вызывать. В частности, он не хотел вызывать ни одного художника. И ни одного художника в суд в качестве свидетеля защиты не пригласили. Адвокаты передали судье тот самый диплом, который был подписан 128 художниками в защиту этой акции. Кстати, в этом дипломе говорилось о том, что технически в намерение автора этой акции входило нанесение небольшого материального ущерба ФСБ. И гражданский иск – это нормально. Вот уголовное дело не надо было, а гражданский иск – надо было.

Мне кажется, Павленский решал, что нужно пригласить кого-то из авторитетных диссидентов старшего поколения. В частности, были Сергей Григорьянц и Сергей Ковалев. Вначале Павленский приглашал несколько дам с улицы, людей из народа, которые высказали, что они об этом думают, искусство это или не искусство. В суде Павленский молчал, то есть он говорил только то, что он хотел бы, чтобы его судили за терроризм, на остальные вопросы он не отвечал. Тем не менее, он в этом процессе участвовал не только тем, что он сидел на скамье подсудимых, что он слушал, но и тем, что он решал, кого приглашать в суд свидетелями защиты. И это нормально.

Владимир Кара-Мурза-старший: Ольга, признал ли суд отчасти, что это была художественная акция, а не просто акт вандализма?

Ольга Динзе: На мой взгляд, если бы суд признал, что это художественная акция, мы бы сейчас здесь с вами не обсуждали обвинительный приговор. Конечно же, суд нас не понял. Суд пытался устраниться от этого вопроса. В частности, это наглядно показал нам допрос свидетелей защиты.

Сергей Григорьянц: Мы говорили с Ковалевым, естественно, о политическом смысле того, что было. Естественно, о художнике – как о политическом деятеле. Я не знаю ничего равного по масштабу, по точности акциям Павленского, они совершенно поражают. Они намного крупнее любых заявлений, которые делаются политическими деятелями, оппозиционными в том числе, крупнее всей художественной… Pussy Riot – симпатичные девочки, но все-таки это другой масштаб. А тут масштаб всего народа и Кремля, народа и Лубянки. Это самое серьезное, самое важное, что я слышал за 20 лет трусости российского общества, когда оно не хотело понимать, что КГБ идет к власти, уничтожая гласность. Он никогда не комментировал, как громят гласность, как убит мой сын. И вот появился Павленский, художник такого масштаба, и оказалось, что… Ну, Ковалев и я об этом говорили.

Юрий Самодуров: Сергей Адамович сказал, что он в современном искусстве ничего не понимает. И действительно, об этой стороне он не говорил. А если говорить о современном искусстве, то Павленский, конечно, возник не на пустом месте. Некоторые акции группы “Война”были очень громкими и важными.

Владимир Кара-Мурза-старший: И эпатажными.

Юрий Самодуров: Не только эпатажными. Все акции эпатажные. Акции Павленского в этом плане тоже, конечно, эпатажные. Были очень смелые и очень значимые акции Pussy Riot. Так что это все не на пустом месте. И художники, вообще говоря, соревнуются друг с другом. Действительно, Павленский единственный, кто открыто бросил вызов. Но тут важно само место. Вызов дверям в ад – это характеризует его как очень смелого человека, который думает не о себе, не о своей сохранности.

Как ни странно, я очень беспокоюсь за его жизнь. Вот судья убавила штраф: было требование в 1,5 миллиона, она дала полмиллиона. Это очень много, и выплатить, конечно, невозможно. Если он будет пытаться как-то выплачивать эти деньги, я думаю, эти деньги мы в обществе соберем. Но мне кажется, есть угроза его жизни. Адвокат правильно сказала, что судья действовала не столько по закону, сколько как служивый человек. При мне она допрашивала замечательного свидетеля защиты – Александра Владимировича Попова. Это человек с 40-летним стажем реставрационных работ. Она сказала: “Мы допрашивали его не в качестве специалиста, а в качестве свидетеля”. Адвокаты подчеркнули: “Мы хотим, чтобы его допрашивали как специалиста”. Судья говорит: “Нет, как свидетеля”. То есть уже было для меня понятно, что его показания не будут приняты, им не будет дан тот вес, который эти показания заслуживают. Но все это является следствием того, что сторона против Павленского – это ФСБ. Мне кажется, что ФСБ такие вещи не прощает.

Владимир Кара-Мурза-старший: По-моему, мизансцена напоминает суд над Иосифом Бродским. Его просили не писать стихи, а он их писал. В результате ему влетело. Это явление того же порядка на новом витке развития?

Сергей Григорьянц: Боюсь, что нет. Я Иосифа знал. У меня в кабинете в журнале “Юность” Евгений Александрович Евтушенко уговорил его быть хорошим, советским и издать книжку после освобождения из ссылки. Иосиф был первоклассным поэтом, зарождавшимся поэтом, поэтом на восходящей волне. И он не был забыт, в том числе, благодаря тому, что после его суда было еще много чего, и было много людей, которые этим занимались. Была жива Анна Андреевна Ахматова.

Владимир Кара-Мурза-старший: Она сказала: “Какую биографию делают нашему рыжему!”

Сергей Григорьянц: А сейчас у меня нет ощущения этого взлета. Я все время слышу гораздо более осторожные слова, гораздо более явные попытки чего-то выгадать – идет выгадывание каких-то мелких успехов, каких-то преимуществ. Но не той прямоты, которую придает великое искусство в политической жизни, которая есть у Петра Павленского.

Владимир Кара-Мурза-старший: Вы думаете, это несоразмерные вещи?

Юрий Самодуров: Да, это очень сильный художественный жест, но были не менее сильные вещи. Был “Архипелаг ГУЛАГ”. И это было то время, когда мы понимали, что за “Архипелаг ГУЛАГ” могут…

Владимир Кара-Мурза-старший: Не “могут”, а это делали.

Юрий Самодуров: Да, не просто посадить, а могли человека уничтожить. И это было сделано.

Владимир Кара-Мурза-старший: Ольга, вам приходили в голову какие-нибудь аналогии с судом над Бродским? Было крылатое выражение Анны Андреевны Ахматовой об Иосифе Бродском: “Какую биографию делают нашему рыжему!” Как вы считаете, делают ли горе-судьи такую же биографию Петру? Делают ли из Петра выдающегося в своем жанре деятеля, каким стал впоследствии Иосиф Бродский после суда над ним?

Ольга Динзе: Акции Петра Павленского с каждым годом становятся более масштабными. И я думаю, конечно, он, как художник, обязательно продолжит свое творчество. Иногда мне становится в юридическом контексте страшно, какая будет следующая акция. Потому что, к сожалению, наша система не понимает современное искусство, никогда его не понимала и не поймет в будущем, – мне кажется, по крайней мере, в ближайшем будущем. Поэтому надеяться на то, что Петра не будут преследовать по закону, по крайней мере, нам не стоит.

Я надеюсь, что не сбудутся прогнозы о том, что его жизни угрожает какая-либо опасность. Я думаю, что это слишком громкая фигура нашего времени. И нашей государственной безопасности, скорее всего, невыгодно применить к Петру Павленскому именно физическую расправу. Я думаю, что таких последствий не будет. А вот юридические последствия, конечно, будут масштабными. И я боюсь, что следующая подобная акция, связанная с поджогами, возможно, будет иметь более тяжелые последствия – уже в виде реального лишения свободы.

Сергей Григорьянц: Ольга меня попросила в суде заранее проиллюстрировать слова и действия Петра в отношении террористической власти. Я говорил об этом в суде, но могу повторить еще раз. Предусматривать, когда они убьют, нельзя. В 90-м году мы были первыми и единственными, а все остальные боролись против нас. Говорили, что КГБ идет к власти. Убивали сначала нашего печатника, убивали людей вокруг нас, потом убили моего сына. Это у КГБ было такое ноу-хау – убивать сначала детей, а потом отцов. Так был убит сначала сын Сергея Дубова, а потом он сам. Так был убит мой сын, а потом директор ФСБ Ковалев сам принимал участие в организации моего убийства. Так что сказать, что будет завтра, когда ты имеешь дело с профессиональными террористами, когда мы знаем, что многое, происходящее во всем мире, тоже идет из здания на Лубянке, – к сожалению, это легкомысленно.

Юрий Самодуров: Мне кажется, сейчас у адвокатов на руках все козыри для того, чтобы это дело выиграть в Европейском суде. Потому что никакой это не памятник истории. Эта дверь была сделана в 2008 году. Выиграть это дело в Европейском суде, мне кажется, можно при удаче и настойчивости. Я надеюсь, что адвокаты этим займутся. Это первое.

Второе. Мы все время говорим, что Павленский – это художник. Но я читал, наверное, все его интервью с тех пор, как он стал известен этими акциями. На мой взгляд, кроме того, что Павленский – художник, это очень умный, хорошо мыслящий и четко формулирующий свои мысли человек. И мне кажется, художник не обязан, грубо говоря, все время побеждать и делать что-то совершенно необыкновенное. Мне кажется, у Петра Павленского в жизни может быть много разного, интересного. То, что он сделал, мы помним. И я хочу, чтобы какой-то период жизни у него был более или менее нормальным.

Сергей Григорьянц: Все эти разговоры о Европейском суде – совершенная бессмыслица и бред. Важно не решение Европейского суда, важно то, что сейчас в “Белой книге” немецкого Управления безопасности Россия определена как страна, из которой исходит опасность для всего мира. Важно то, что, к счастью, не все у них получается. Важно то, что миром осознано, что именно это совершенно недвусмысленно говорит Павленский. Конечно, он свободный человек. Конечно, он может уйти на пенсию, он может развлекаться каким-то другим образом. Имеет право. Но пока он сказал самое главное и для России, и для мира, что из зданий на Лубянке исходит террор в России и во всем мире, что нет большой надежды на то, что хоть что-нибудь изменится… Совершенно наплевать на то, какое решение они сегодня приняли по этому суду. Я уверен, что Павленский был готов к любому приговору, он шел на любой приговор.

Владимир Кара-Мурза-старший: Ольга, Юрий Вадимович предлагает передать дело в Страсбургский суд. Есть ли у вас такие планы?

Ольга Динзе: Я думаю, что если Петр посчитает нужным, мы, конечно же, дойдем до Европейского суда. В любом случае, он – наш клиент, и это решает он. Мы уже обратились в Европейский суд по мере пресечения. В настоящее время мы судьбу нашей жалобы пока не знаем, но она, насколько нам известно, уже принята к производству.

Сейчас первостепенным является обжалование в вышестоящую инстанцию. Хотя большой надежды нет. Мы же понимаем, как у нас принимаются решения, – все, к сожалению, по указанию тех или иных органов. У нас нет независимого суда, и мы в очередной раз в этом убедились. Адвокатам сейчас очень тяжело работать.

Владимир Кара-Мурза-старший: Когда наша передача посвящена политзаключенным, мы обычно вспоминаем всех тех, кто еще сидит и по “Болотному делу”, и Сергея Удальцова, и Леонида Развозжаева. Владимир Акименков – это один из фигурантов “Болотного дела”.

Сергей Иванович, почему в России опять растет число политзаключенных?

Сергей Григорьянц: Потому что существует проект захвата власти, управления Россией с помощью аппарата КГБ… На самом деле, все это иллюзии, что главным противником КГБ на рубеже 90-х годов были диссиденты. Да, нас убивали, громили буквально все. Уничтожили “ДемРоссию”. Сам уничтожился “Мемориал”, как общественно-политическая организация. Уничтожили в Париже “Русскую мысль”, год за годом регулярно громили “Гласность”, убивали наших сотрудников и близких людей. Но основным противником КГБ был ЦК КПСС. И оттуда погибло гораздо больше людей. КГБ хотел занять место ЦК. У Андропова была идея, что офицеры КГБ будут управлять нашей несчастной страной лучше, чем ЦК КПСС. Им вполне это удалось. Другое дело, что пока мы 20 лет говорили об этом, все над нами смеялись и говорили: “Где вы нашли КГБ?” Но оказалось, что это была абсолютная иллюзия Андропова. Оказалось, что генералы КГБ могут только рассовывать Россию по карманам, но они не способны управлять страной. Поэтому и выросло число политзаключенных.

Юрий Самодуров: Если бы у нас были звонки в студию, то, мне кажется, 90 процентов людей, которые бы позвонили и сказали, что акции Павленского – это не современное искусство. Всем моим друзьям, с которыми я спорил, я пытался объяснять, что это действительно современное искусство, но они со мной не были согласны.

Мне кажется, что сегодня задача арт-критиков, журналистов и самих художников все-таки объяснять, что современное искусство включает, в том числе, и акцию Павленского. Это очень важно. Это особый язык, без которого современный мир уже не может существовать. Многие такие акции были у Абрамович и так далее, такие акции еще будут. Но важно, чтобы люди понимали, что это такое. Вот “Архипелаг ГУЛАГ” поняли все. Акцию Павленского поняло ничтожное меньшинство. Но это не делает ее менее сильной, менее значимой. И важно, чтобы она была понята. Это надо объяснять. Художники, которые подписали это письмо, постарались это сделать.

Владимир Кара-Мурза-старший: Я думаю, что в КГБ поняли опасность этой акции, потому что в последние дни был разгромлен Государственный центр современного искусства, где работал Юрий, были арестованы его директор, заместитель директора, были уволены ведущие сотрудники. Так что КГБ прекрасно понимает цену современного искусства.

Сергей Григорьянц: Конечно, понимает. И это было во все времена, ничего особенного здесь нет. Солженицын – писатель архаический, общедоступный. Его тексты были всем понятны. Любое новое искусство во все времена вызывало непонимание. Поэтому нет ничего удивительного в том, что непонятны даже абсолютно связанные с народом акции Павленского… Вряд ли те, кто сейчас сидит в тюрьмах, об этом услышали, к сожалению. А кем-то он остаются непонятыми. Надеюсь, непонятыми на какое-то время.

Юрий Самодуров: Я придумал очень хорошее, как мне кажется, сравнение. Современное искусство – это как чужеродный прыщ на шее российской власти. Поэтому его судьба, к сожалению, не лучезарна. И закрытие ГЦСИ, а фактически уничтожение ГЦСИ – этому подтверждение.

Владимир Кара-Мурза-старший: Я хочу вновь привлечь внимание общества, что под предлогом борьбы с коррупцией в Министерстве культуры фактически разгромлен Центр современного искусства, где работали прекрасные искусствоведы – Леонид Бажанов, Михаил Миндлин, Дмитрий Мачабели. Впервые искусствоведов привезли в Лефортовскую тюрьму – Михаила Миндлина и его заместителя Дмитрия Мачабели.

И зря Ольга скромничает. Мы считаем победой защиты то, что Петр на свободе.

Источник: http://www.svoboda.org/content/transcript/27786866.html

Опубликовано на сайте: 9 июня 2016, 15:49

18 комментариев

  1. enzel

    Так в 60-е годы ещё жили люди, сформированные Россией, люди, а не советские зверушки. Поэтому среди советского мрака светили отдельные фонари и раздавались отдельные голоса – уцелевших. Но они не воспроизводятся в ненормальных условиях совка, идёт полная деградация не только социума, но и человека.

  2. Sergey Grigoryants

    enzel
    Надеюсь, что Вам будет интересна моя книга дотюремных воспоминаний. У нее еще нет названия, но над ней активно работает редактор. И для меня, как , кажется, и для Вас, там ценны не только главы об известных моих знакомых: Шаламове, Харджиеве, Параджанове, Некрасове – но и о моих родных и о самой среде людей, для которых всегда была неприемлема советская власть.

  3. enzel

    Да, конечно, очень интересна. Со своей стороны спрошу: не читали ли Вы книгу А.Г.Смирнова (художника и реставратора) “Полное и окончательное безобразие”, вышедшую недавно? Может, Вы вообще были с ним знакомы?

  4. Людмила

    Спасибо, Сергей Иванович! Вашими глазами точнее увидела суть акций Павленского. Вот это Ваше «он свел вместе русский народ и КГБ» — очень впечатлило. Ведь так и есть. И это очень знаково.
    Пока что мало людей знают и понимают акции Петра Павленского как художественные, но это временно. Современное искусство, как и все остальные сферы людской деятельности, все испробовав и все реализовав, пришло к последнему, с чего и начинало — к живому человеческому телу и его выразительному акту, но уже насыщенному сутью пройденного за тысячелетия пути. Это еще принимают не все, не все умеют увидеть, но, кажется, процесс пошел.
    Фото-инсталляции Спенсера Туника, наверное, явление того же порядка. Впрочем, я тут совсем не знаток.

  5. Александр Че.

    Ю.С. прав в том, что приговор (и размер штрафа с точностью до копейки) определялись не в суде. Но это как бы не новость сегодня. Все знают это место, через которое все делается в России.
    Мне интересно другое, – почему никто не заметил того, как перекликается обвинение Павленскому с историей Герострата. Можно сказать, – оговорка по Фрейду, – разумеется, с поправкой на то, что у каждого свой бог и свои храмы…

    Для понимания происходящего достаточно нескольких цитат из Солоневича:

    “Я доказывал Мануильскому, что большевизм обречен, ибо сочувствие масс не на его стороне.
    Я помню, как сейчас, с каким искренним пренебрежением посмотрел на меня Мануильский. Точно хотел сказать, вот поди ж ты, даже мировая война и та не всех еще дураков вывела.
    – Послушайте, дорогой мой, – усмехнулся он весьма презрительно, – да на какого же нам черта сочувствие масс? Нам нужен аппарат власти. И он у нас будет. А сочувствие масс? В конечном счете наплевать нам на сочувствие масс.”
    Или
    “Эта страна не для людей, а для мировой революции” (сейчас немного цель изменилась, но по-прежнему, – не для людей)
    или
    “Водораздел между властью и «людьми» проведен с такой резкостью, с какою это обычно бывает только в эпохи иноземного завоевания. Борьба принимает формы средневековой жестокости.”
    Из книги И.Л.Солоневича “Россия в концлагере”, одной из первых книг на тему любви народа к партии

  6. Виктор-1

    Протестантов против власти в советские годы и в сегоднешней России не стоит ставить рядом.Да, были диссиденты,которые понимали стержень угнетения государством человека, но ведь были и простые рабочие в Новочеркасске и уголовный люд с татуировкой на лбу “раб кпсс”, одних власть расстреляла, другим “услужила” выживать в тюремных стенах…Глубокое ошибочное мнение, что в ненормальных условиях совка ,идёт ПОЛНАЯ деградация…В Украине-Сенцов,Савченко, в России -“приморские партизаны”, Павленский, Стомахин…Спрашивается, а почему чекисты “не кошмарили” павленского ? Причина–он одиночка, за ним не стоят партии, финансы беглых олигархов…Эти люди не будут подчиняться “партийным правилам”, как Немцов при назначении Путина.Они не будут менять своих принципов, как бывшие “демократичные журналисты”–Соловьёв, Киселёв, Миткова и вся в большинстве рвань ельцинской эпохи…И поддержка 86% населения России Путина, это тоже ложь якобы независимого и/центра Левады…Даже сам процесс с участием “жриц любви” уже сам по себе смешон,чекисты поздно это поняли…

  7. Sergey Grigoryants

    Александр Че.
    К Герострату Павленский точно не имеет отношения, это не его храм и не забота остаться в истории им движет, но ради точных цитат из Солоневича, реплику сохраняю.

  8. Sergey Grigoryants

    enzel
    К сожалению, не знаком ни с книжкой, ни с ее автором, но при случае, конечно, посмотрю.

  9. Александр Че.

    #7 Sergey Grigoryants
    Теперь я знаю, как гарантировать появление своего текста у Вас обсуждениях, – сопроводить точной цитатой :)
    Если серьезно, то в моем тексте нет утверждения, что этот храм имеет отношение к Павленскому. Это храм, может быть с большой буквы Х, для стороны обвинения. Отсюда навязчивая идея объявить дверь объектом искусства. В результате акция закольцована – “художник уничтожает произведение искусства” в основе обвинения и подтекст из параллельной вселенной (или подсознания обвинителя) отсылающий к Герострату. Хвост этого подтекста возвращается к составителю обвинения, которому плаха заменяет икону, а тюрьма – храм. Не думал, что это придется расшифровывать. Впрочем, на популярность в массах своей трактовки и не рассчитывал.

    Хотел Вас еще спросить, как Вы объясняете – как бы это обозначить? – низкий уровень цитирования И.Л.Солоневича, что сегодня, что ранее, – начиная с перестройки? Ведь из всех, кто поднимал эту тему (“Россия в концлагере” – прямо по названию книги) – у него наиболее выверенные и точные формулировки и, пожалуй, наиболее глубокое понимание механизма работы социалистического государства.

    “И вот именно здесь, в концлагере, легче и проще всего понять основное содержание и основные «правила» той борьбы, которая ведется на пространстве всей социалистической республики.

    Я хочу предупредить читателя: ничем существенным лагерь от «воли» не отличается. В лагере если и хуже, чем на воле, то очень уж не на много – конечно для основных масс лагерников, рабочих и крестьян. Все то, что происходит в лагере, происходит и на воле. И наоборот. Но только в лагере все это нагляднее, проще, четче. Нет той рекламы, нет тех идеологических надстроек, подставной и показной общественности, белых перчаток и оглядки на иностранного наблюдателя, какие существуют на воле. В лагере основы советской власти представлены с четкостью алгебраической формулы.”

    Это ведь не только к 1934 году относится, но и к всем предыдущим и последующим. Так что “непрерывный террор”, упомянутый Павленским в тексте передачи, он ведь от выстрела Авроры… (И.Бродский … по Неве плывет Аврора/чтобы выстрелить в начале/непрерывного террора…)

  10. Alexandre

    Спасибо вам.
    Немного людей способны оценить ПП и политически и эстетически.

  11. Александр Че.

    На Каспарове Александр Немец пересказывает книгу Д.Саттера о России “Меньше знаешь, лучше (крепче) спишь”
    http://www.kasparov.ru/material.php?id=57652EA30AA4B
    http://www.kasparov.ru/material.php?id=5769861B50C27
    В первой статье А.Н. пишет о желании сделать перевод книги на русский, – собирает лайки…

    Книга ранее анонсирована на РС
    http://www.svoboda.org/content/usa-today-satter-book/27748714.html

    Книга на сайте издательства
    http://yalebooks.com/book/9780300211429/less-you-know-better-you-sleep
    На Амазоне только бумажные версиии и для Kindle

    Д.Саттер приходит к тем же выводам, что и И.Солоневич, – власть криминальная, к своим согражданам относится как к врагам. И, что не надо питать иллюзий насчет Ельцина, – одного поля ягода. Что отражено даже в названии книги
    The Less You Know, The Better You Sleep: Russia’s Road to Terror and Dictatorship under Yeltsin and Putin

  12. Sergey Grigoryants

    Александр Че.

    Дэвида я хорошо знал, когда он был корреспондентом Файнэншл таймс в Москве и в первой своей книжке он часто ссылался на меня. Человек он разумный и не дающий себя обмануть.

  13. enzel

    Александер Че

    В принципе, ничего нового, на фоне уже известного. И корни глубже, поскольку Ельцын – лишь переходная фигура. Но хорошо, что ещё одна серьёзная книга об этом.

  14. Виктор-1

    Ну вот и произошло, то,что должно произойти–павленского лишили премии гавела…За поддержку “приморских партизан” А что ,разве есть какие нибудь точные рецепты борьбы с чекистами, или их собратьями ментами? По этому факту можно сразу определить кто в будущем будет кем…И уже не интересует сам Павленский бывших возмущавшихся, мол есть темы и поважней…Почему так? Сначала громко кричим, а потом тихо замолкаем ?

  15. Sergey Grigoryants

    Виктор-1

    Потому что все разобщены и все по одиночке. А те кто создают хоть какие-то структуры, вроде Навального, озабоченного чужими дачами или Яблока – сквериками в Москве, не имеют ни внятной политической программы, ни способности к стратегическому мышлению. А тогда остается только один вопрос – кто в моей маленькой компании будет главным. Ну так зачем им Павленски? Хотя конечно и сам он и сибирские партизаны это предмет для серьезной всероссийской дискуссии.

  16. Александр Че.

    14 Виктор-1

    Не могли бы Вы разъяснить подробнее, почему это должно было произойти?
    На сайте Каспаров приведены пояснения по отзыву премии.
    Каспарова
    http://www.kasparov.ru/material.php?id=5782AEEDC4304
    Комиссии по присуждению
    http://www.kasparov.ru/material.php?id=5782AC262FAA7
    Самодурова
    http://www.kasparov.ru/material.php?id=5780CE33470C6
    На мой взгляд все они не прошли проверку на адекватность. Они путают премию, которая дается за что-то уже сделанное, и грант, который дается авансом для чего-то. Если это премия, то отзывать ее нельзя даже если бы получивший собирался ее потратить на что-то совсем незаконное, это не выигрыш в карты (копирайт Самодурова), это оценка того, что уже свершилось. Грант отозвать можно, если возникли сомнения, что будет использован нецелевым образом.
    Что до Павленского лично, то я не возьму на себя смелость его оценивать.
    Бутербродный Леха в этом плане проще, – своего рода вариант операции “преемник из народа” и раскручивается по ельцинскому шаблону (“преемник из аппарата”).

  17. Sergey Grigoryants

    Александр Че.

    Мне Павленский очень понравился и показался и абсолютно честным и смелым. Из чего исходит чехи мне трудно сказать.

  18. Александр Че.

    Интервью Павленского на “Открытой России”
    https://openrussia.org/post/view/17077/?utm_source=Новости+Открытой+России&utm_campaign=c03c2d1b96-27-08-weekly&utm_medium=email&utm_term=0_1e427dd26b-c03c2d1b96-125847729

    22 АВГУСТА
    «Сущность искусства — инакомыслие». Петр Павленский о разуме, границах творчества и журналистики.
    Зоя Светова