Дополнение о голодовках

Голодовка такой обычный способ хоть какой-то борьбы и самозащиты в тюрьме, что говоря о ее опасности я забыл о голодовке в мае, кажется, 1984 года, когда охранники случайно сломали мне правую руку.

Это была голодовка за кажущееся странным в Москве право не брить усы, на что я как «лицо кавказкой национальности» по закону имел право, да к тому же, действительно, с ранней молодости их не брил. В первый срок (в том числе и в Чистополе, где я уже был)ко мне никто не приставал, а тут, видимо, следуя гнусной характеристике или даже прямой рекомендации данной мне следователями и оперативниками по второму делу, – решили сбрить, объявив, что я не живу на Кавказе, а потому на меня это правило не распространяется.

В Москве и в нормальной жизни, я бы, конечно, плюнул на эту придирку и уж во всяком случае не стал бы объявлять голодовку. Но в тюрьме приходится бороться, иногда с риском для жизни, за каждый клочек, за каждый миллиметр личного пространства — тебя в тюрьме стараются лишить всего твоего собственного, личного. Не только свободы, но и твоей одежды, любого листа бумаги, книг (не более пяти), а иногда — даже зубной пасты. И потому необходимо защищать любой клочек своего пространства. Во время следствия в калужской тюрьме я голодал за право иметь в камере Библию (и недели через четыре ее получил), но в Чистополе речь уже шла, к примеру, даже не о Библии, которая у Володи Пореша все же была, а отец Глеб, голодая с десятком поддержавших его соседей добился ее получения (точнее — возврата из вещей на складе) в лагере, но о сорванном с шее мягком нательном кресте. А уж о голодовках из-за не полученных писем, не выданных вещей из бандеролей, отказе в продаже маргарина в ларьке, которые шли в каждой тюрьме и вспоминать скучно. Мои голодовки казались мне необходимым и вынужденными, так как объяснялись постоянным стремлением администрации не просто заставить во всем повиноваться, но в первую очередь как раз в том, на что распространялись на твои мизерные права, а лишение их и должно было показать администрации, что ты уже во всем покорен, на все, что с тобой сделают — согласен.

В этой «усатой» голодовке меня поддержал — героически, самоотверженно — не знаю как сказать, Коля Ивлюшкин, а потом, когда нам сперва пообещали, что приставать ко мне больше не будут, а на второй же день в бане начали меня крутить, чтобы усы все же сбрить, а потом случайно сломали мне руку, просто не понимая, как хрупки становятся кости у людей во время голодовки, пришлось сразу же после операции опять голодать, чтобы охранники были отданы под суд.

Но ведь вся жизнь в тюрьме чудовищно опасна. И Толю Марченко, что достаточно любопытно и характерно ведь убили после того, как он кончил голодовку. А не во время нее. Может быть, просто потому, что нас с Корягиным собирались выпускать, устраивать серийные убийства не входило в их намерения, а мы уже точно знали, как они экспериментируют с составом искусственного питания.

И, конечно, правы и Коля Ивлюшкин и Миша Ривкин, когда пишут об ощущении отчаяния и безнадежности, охватывающих человека во время голодовки. Но ведь все это почти каждый испытывает в тюрьме и без голодовки, а голодовка, да еще длительная, вызывает иногда и совсем другие переживания. Такое странное ощущение полной бестелесности и растворения в воздухе, почти неземного существования и понимания того как ушедшие в пещеру старцы-аскеты почти отказавшись от всякой пищи и даже воды ощущали вовсе не муку, а блаженство. Впрочем об всем этом надо писать серьезно и отдельно.

Опубликовано на сайте: 24 августа 2015, 20:23

7 комментариев

  1. Николай

    Спасибо.
    Всё, о чем Вы говорите, важно для меня. Может быть потому, что я из “терпил”. Не знаю, что должно случиться, чтобы я восстал за свои права.
    Доводилось читать и об опыте сверхестественного терпения в ГУЛАГе, что моей натуре ближе.
    И вообще я из обывателей, страшно далеких от явления диссидентства.

    Сейчас я вывел для себя формулу российской многолетней действительности, которую назвал русским фашизмом.
    В самом упрощенном виде идеологию русского фашизма можно сформулировать так: “я – начальник, ты – дурак”. Говорят, что это универсальная военная формула, присущая любой армии мира. В России она охватывает все сферы общественно-политической и социальной жизни.

    И этой идеологеме приходится сопротивляться в обычной мирной жизни буквально каждый день. У меня складывается некоторая картинка, как это делали и делаете Вы. Осталось понять, как в силу другого склада характера, воспитания и пр. могу сопротивляться я. Мне достаточно много лет, но пока про себя я так и не понял ничего. И не делаю ничего. Это становится невыносимым.

  2. enzel

    Сергей Иванович!

    А Вы читали это интервью О.Калугина? –

    http://www.gordon.com.ua/tv/o-kalugin/
    http://www.gordon.com.ua/tv/o-kalugin-2/
    http://www.gordon.com.ua/tv/o-kalugin-3/
    http://www.gordon.com.ua/tv/o-kalugin-4

    Интересно было бы узнать Ваше мнение.

  3. Виктор-1

    Сергей Иванович почему вас так долго не было на сайте ? Голодовка в тюрьме–страшная пытка, особенно когда начинаешь голодать в общей камере, менты специально не переводят суток 15 в другие голодающие камеры, чтобы сломался, видя, как другие едят..Вообще ,то ,что сейчас творится в России , ваша статья даст хоть какое то направление , как выдержать голодовку ещё и среди лагерных сук. Вот Сейчас судят оппонентов, а точнее врагов власти, и как Сенцова приговорили к 20 (!!!) годам строгого режима, ведь вы отличались от сегоднешних протестантов, что отбывали срока среди единномышленников, то есть в лагерях политзаключённых, а теперь власть стала намного циничней, направляет отбывать наказание в общие лагеря, где каждой твари очень много..Как тут быть ?

  4. юрий

    Сергей Иванович,вот Вы пишите слово тюрьма,а у меня,читая все это,в голове слово концлагерь.Сейчас я подумал,вот до тех пор, пока чуть ли не каждом городе и поселке не будет стоять памятник политзаключенному,памятник Варламу Шаламову,а учебник истории России начинался с изучения его,Шаламова, страшной судьбы,в стране ничего,наверное,не изменится.

  5. Sergey Grigoryants

    enzel

    Три части из интервью Калугина я прочел, на четвертой у меня была неработающая ссылка, если будет что-то интересное, напишу отдельно. В трех первых ничего особенно любопытного для меня не было, лишь подтвердилось мое представление о Калугине, как о человеке непростом и лукавом. В этом интервью Гордон с Калугиным довольно искусно создают успешно внедренное не только ими иллюзорное представление о недавних событиях. Начну с того, что проблемы у Калугина с властями начались совсем не с его склонности к демократии и не скептического отношения к КГБ, а, по-видимому, с неправильного расчета. Весной 1991 года стало известно, что Ельцин собирается создавать КГБ РФСР и Калугин дал очень решительное и радикальное интервью корреспонденту журнала «Огонек» в надежде, что именно он и станет благодаря этому интервью председателем КГБ России и даже Ельцину кто-то это советовал, но сейчас уже не могу припомнить кто то ли Красавченко, то ли Филатов мне тогда сказал – «Я объяснил Борису Николаевичу, что Калугину лучше не доверять». В результате чего Ельцин и Крючков выбрали генерала Иваненко. Точно также я абсолютно убежден в том, что совершенным вымыслом является рассказ Калугина о его инициативе выпускать из СССР евреев. Во-первых, это началось гораздо раньше — уже в 70-м году Голден Майер призвала, конечно, имея на это основания советских евреев ехать в Израиль. И хотя это не подтверждается никакими документами, но в диссидентском мире бытовала версия о том, что 250 тысяч советских евреев были проданы консорциуму американских миллиардеров, так же как это было сделано Чаушеску с таким же количеством румынских немцев по договоренности с правительством ФРГ. Борьба за выезд советских евреев, поправка Джексона-Вэника в американском законодательстве никак этому не противоречат. Советский Союз хотел продать малограмотных бухарских евреев, горских евреев и тому подобных в ком не нуждалось советское государство, а уехать хотела московская петербургская интеллигенция, крупные инженеры, научные работники чему советское руководство препятствовало всячески. Калугин вероятно и имел к этой компании отношение, внедряя в число эмигрантов советскую агентуру, к примеру, так выехал Калманович, успешно ставший секретарем Голден Мейер. И на месте Калугина я бы вспоминал именно об этом.

    Конечно отвратительно благостное объединение Гордона и Калугина, когда они провозглашают, что при Андропове не было убийств. Именно при Андропове они как раз и стали массовыми. Я об этом довольно подробно написал к юбилею «Альфы». А, главное, не только тайными. Уж Гордону хотя бы из приличия надо бы помнить об убийстве Константина Богатырева и забитого до смерти прямо в Доме литераторов Юрия Домбровского, полу отравленного Войновича, если уж он не знает других. Но коллеги успешно помогают друг другу.

    Простите, не хочу дальше комментировать. С Калугиным я встречался раз пять, поскольку он выступал на конференциях КГБ и именно у нас сказал, что Сергей Бабурин агент КГБ по клички «Николай». Но уже тогда, предъявляя иск к Калугину, КГБ и Бабурин предпочитали не упоминать о конференциях «КГБ: вчера, сегодня, завтра».

  6. enzel

    Sergey Grigoryants

    Большое спасибо. На меня это пространное интервью также произвело неприятное, лукавое, фальшивое впечатление, по духу и стилю близкое к коротичевскому “Огоньку” – только двадцать пять лет спустя. Четвёртая часть у меня открывается, вот она, ещё раз: http://www.gordon.com.ua/tv/o-kalugin-4/

  7. Aleksandr N.

    Дорогой Сергей Григорянц!
    От всего сердца благодарю Господа, что такие люди, как Вы есть
    ещё и в наше “последнее время”!! Конечно, Бог благословит Вас и Ваших близких
    на земле и в вечности, тем более, что Вы не искали от него каких-либо даяний в награду, просто поступая по велению сердца…
    “Во всяком народе боящийся Его (благоговеющий. А.Н.)
    и поступающий по правде приятен Ему” (книга Деяний апостолов, ап.Петр в доме
    сотника Корнилия)
    Ну а нелюди тоже получат своё воздаяние…