Солдат свободы и искусства. Воспоминания Сергея Григорьянца. Книжный шкаф. Константин Львов. Радио “Свобода”. 18 Декабрь 2018

Сергей Григорьянц. В преддверии судьбы: Сопротивление интеллигенции. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018.

Сергей Григорьянц. Тюремные записки. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018.

Нет сомнений в том, что Россия – страна несвободная. А советские и российские тюрьмы и лагеря – продолжение истории крепостного права:

Высадили в Челябинске. Это, вероятно, была самая отвратительная пересылка из всех, что я видел. Камера была человек на сто, в одном углу отбивался кто-то, кого грабили, в другом истошно кричал насилуемый. Охрану все это совершенно не интересовало. Я из чьих-то оговорок знал, что везут меня в Верхнеуральск, недалеко – Златоуст, где сто человек заморозили между решетками.

В конце октября в Берлине усилиями пермских музыкантов под руководством Т. Курентзиса я очутился на русской каторге. Музыканты исполнили хоровую оперу французского композитора Эрсана “Скорбные элегии”, написанную на тексты французских и русских заключенных. И, несмотря на использование стихов и прозы Мандельштама и Шаламова, кульминацией стала грубая блатная песня “Опять в тюрьме” с рефренами: нары, шмары, шпалы, кары, кошмары!

Автор музыки Эрсан вдохновлялся творчеством Достоевского – политзаключенного, автора “Записок из мертвого дома” и “Сибирских тетрадей” – сборников слов, сцен, выражений: Этому 5 лет, тот на 12, а я вдоль по каторге, – поперек Москвы шляпа!

В тюрьмах ценятся люди, владеющие метким словом, способные рассказчики. Этими дарованиями, без сомнения, владеет Сергей Григорьянц – диссидент, сиделец, коллекционер, “человек, который развалил КГБ”. (“К сожалению, это неправда”, – пишет Григорьянц). Родился он в 1940 году, отцом был армянин, мать – еврейкой, а воспитывали его в русском дворянском роду Перевозниковых. Григорьянц выпускал правозащитный “Бюллетень В” после ареста И. Ковалева, который просто звонил и диктовал по международным телефонам в Мюнхен, и вынужденной эмиграции В. Тольца. При Григорьянце бюллетень стал выходить раз в 10 дней и получил постоянную рубрикацию. За антисоветскую деятельность и пропаганду Григорьянц был осужден на пять лет дважды – в 1975-м и 1983 году, многократно объявлял голодовки, делил время между камерой и карцером. Григорьянц – один из крупных советских и российских коллекционеров (см. цветные вклейки в первом томе воспоминаний), уникален и тем, что значительную часть конфискованных вещей ему вернули из десяти музеев двух стран, вдобавок выплатили 400 тысяч долларов компенсации.

Григорьянцу есть что рассказать, и он умеет сделать это увлекательно. Конечно, не должно терять критических способностей, читая его анекдоты: в старости Михаил Ларионов заглядывался на мальчиков; президент Крыма Мешков рассылал заказные письма президентам США и других стран о независимости полуострова; во время строительства в подземном ходу из особняка Берии нашли гору трупов; поэт и коллекционер Липскеров увидал на почерневшем холсте подлинного Фрагонара; Калабушкины не принимали гостей в часы, когда их котик отдыхал, а однажды он мистически отомстил грубому гостю…

Григорьянц не только собиратель искусства, но и мастер портрета – словесного. Начинает он с портретов многочисленной родни. Отец накануне родов Сергея пытался надеть маме на руку золотые часы, а, потерпев неудачу, сбежал: “пропал без вести” в 1941 году во Львове, чтобы найтись в Баку. У одного прапрадеда было 22 ребенка, другой умер 112 лет в доме престарелых во время пожара: он был заядлым картежником и не захотел прервать игры. Прапрабабушка была ослепительной красавицей и хлыстовской богородицей, вероятно, в память об этом Григорьянц купил хлыстовские знамена Боровиковского. Прабабушка сошла с ума на допросах в ОГПУ и пугалась разрывов автомобильных шин за окном комнаты на улице Горького. Один из прадедов был при ташкентском дворе опального Романова – Николая Константиновича (Григорьянц ошибочно называет его Николаевичем), другому приснилась его насильственная смерть. Вообще, снам Григорьянц придает большое значение, и свой сон о раздевании он считает предвестником автобиографии, а сон матери о собаке сына, отказавшейся от еды, заставил Григорьянца прекратить очередную голодовку. Знамениями судьбы были для автора не только сны, но и собаки. Борейка – пес киевского дедушки-профессора, ехал к нему на занятия в трамвае; мамин Шарик (Шурочка) спас ее, отогрев руки во время сердечного припадка, чтобы она могла вызвать скорую помощь. Мать Григорьянца была незаурядной женщиной, к ней – старушке – сватался Параджанов, и ее дурному влиянию на сына посвятили страницу в обвинительном приговоре советские судьи.

Не менее выразительны и портреты современников. Григорьянц подробно пишет о творческой катастрофе Николая Харджиева, так и не написавшего книг о Хлебникове, Мандельштаме, Чекрыгине, вынужденного ограничиваться скромными статьями и выставками “Иллюстраторы Маяковского”. Попутно Григорьянц высказывается о русском авангарде, удивительном явлении, масштаб которого показала выставка “Москва – Париж” 1980 года. Мемуарист заявляет о чрезмерном увлечении авангардистов чертовщиной, для него Федор Толстой важнее Казимира Малевича! Варлам Шаламов, по Григорьянцу, создатель подлинного реквиема по России, как носитель левой идеологии (выучка ЛЕФа) и русской философской идеи (изучение лирики Кузмина). А вот Солженицына Григорьянц склонен считать автором литературной лжи, приспособленцем ко вкусам Хрущева и Твардовского, хотя и признает его влиятельность в русской истории, сравнимую с Аввакумом и Л. Толстым.

Незаурядные люди составляли киевское окружение Григорьянца. Среди них выделялся эксцентричный Параджанов, чья крохотная двухкомнатная квартирка была центром неофициальной культуры, куда заходил и лидер украинских коммунистов Шелест. Драматичная судьба Параджанова становится своего рода прологом историй Григорьянца о тюремной гомосексуальной культуре и практике, довольно редких в русской словесности. Пожалуй, ближе всего они аналогичным страницам “Фальконера” Чивера. Приятельствовал Григорьянц и с Виктором Некрасовым, спивавшимся на улицах, и с Гелием Снегиревым, умиравшим в тюремной больнице от непроходимости.

Среди диссидентов мемуарист высоко оценивал Анатолия Марченко, погибшего во время голодовки буквально накануне вероятного освобождения. Григорьянц пишет о его авторитетности: “Мои показания” опубликовал “Ридерс дайджест” гигантским тиражом, и Марченко, простой сибирский рабочий, был известнее Солженицына; указывает он и на странные обстоятельства гибели правозащитника, увезенного из тюрьмы в медпункт Чистопольского часового завода, где ему вряд ли могли оказать квалифицированную помощь. Прочувственных слов удостоилась и Елена Боннэр, хранившая русские традиции печь пироги с любовью!

От портретов, написанных автором, следует перейти к портрету самого автора. Отличительным свойством личности Григорьянца нужно назвать постоянное присутствие в его жизни врага: Для меня имели основное значение не историко-идеологические соображения, не то, что КГБ – преступная организация, бесконечно более страшная по результатам своей деятельности, чем официально признанное преступным на Нюрнбергском процессе гестапо, но скорее полное неприятие тех ежедневных лжи и насилия, которые от них исходили. Я не считал их людьми, совершенно их не стеснялся; не считался с мнением тех, кто читал мои письма, слушал телефонные разговоры, заглядывал в окна. Это делают лакеи, а при лакеях не стыдно раздеваться, но оказаться с ними в одной компании для меня было хуже смерти. Григорьянц не сомневается в виновности отечественных спецслужб в смерти Андрея Сахарова, Андрея Кистяковского, Юрия Домбровского, Константина Богатырева, своего сына Тимоши. Пишет он и о зловещей роли, сыгранной госбезопасностью в судьбах Георгия Костаки, Рюрика Ивнева, Андрея Синявского (“тщательно выверенное, по-видимому, согласованное с руководством КГБ сведение сути дела к стилистическим расхождениям с советской властью было результатом соглашений о сотрудничестве с КГБ), Клавдии Бугаевой, которая вернула Андрея Белого в Советскую Россию, была в центре антропософского движения, и ее, согласно анекдоту, наградили орденом “Знак Почета” на смертном одре. Упоминает Григорьянц и о спецоперациях по изготовлению и продаже на Запад поддельных “шедевров” иконописи и старых мастеров (не пропустите анекдот об официальном скульпторе Меркурове и художнике-копиисте Яковлеве: Ну что ты, Вася. Мы же так ценим твою кисть. Как мы могли ее отдать кому-то).

В становлении личности Григорьянца большую роль сыграла среда обитания, перефразируя Пруста, имена его местностей – города. Детство его прошло в Киеве, в усадьбе Киевского политехнического института, где не только учили и учились, но и жили, на островке уцелевшей старой русской культуры среди нищих полууголовных улиц, где несколько семей проживали в одной комнате, разделенной занавеской, а вокруг них еще бегали поросята. Эти островки культуры, фрагменты ушедшей на дно Атлантиды Григорьянц научился находить и позже. Была учеба в Риге на инженера гражданской авиации, дружеские заседания в маленьких кафе, точно в Париже; там он осознал свое гуманитарное призвание, там заинтересовался литературой Серебряного века, читал лекции, в том числе в Рижской тюрьме о Марине Цветаевой (оракул судьбы!).

Следующим городом была Москва. Григорьянц перевелся на факультет журналистики Московского университета, познакомился с Томой, женился на ней, – и снова был островок с Коровиным и Чехониным на стенах и гарднеровской посудой на столе комнаты в общежитии. Позже портрет Сергея и Тамары как Арлекина и Коломбины написала их многолетняя подруга художница Татьяна Александрова. В итоге Григорьянц был отчислен “за профессиональную непригодность”, несмотря на организацию вечеров забытой поэзии (многие из героев вечеров были жертвами репрессий), написание статей в Литературной энциклопедии, работу в редакции журнала “Юность” – знамени “тихой” культурной революции (“Юность” выходила 5-миллионным тиражом). Григорьянц переписывался с русскими писателями-эмигрантами, организовал в 1968 году удивительную выставку в главном здании МГУ неофициальных художников – Веры Пестель, Татьяны Александровой, Льва Жегина. Впрочем, для советской культуры такой журналист и литератор и был “профнепригоден”! Из литературных размышлений Григорьянца любопытен пассаж о больших и маленьких писателях. Большой писатель берет малую точку, к примеру, Алешу Карамазова из Старой Руссы и увеличивает его до целой вселенной. Маленький писатель (Булгаков, Мережковский) выбирает нечто крупное и сжимает в меру своей ограниченности.

Главным островом архипелага Григорьянца стало коллекционирование – спасение русской старины в варварской агрессивной стране. Собирание коллекции для автора – акт самовыражения, подобный строительству своего дома или воспитанию ребенка. Коллекционирование есть не только эстетический, но нравственный выбор, не уход от реальности, а позиция в ней. Сияние от холстов Любови Поповой, развешанных Весниным, было свободой в СССР – от СССР. Страницы воспоминаний Григорьянца о художниках-коллекционерах – Татьяне Александровой и двух ее мужьях, Льве Жегине и Игоре Попове, – едва ли не самые чувственные. Вот описание последних дней Жегина: Он нас узнал, но был очень слаб и скоро прикрыл глаза. Было видно, что ему что-то мешает, и он как бы колеблется, но потом, с едва заметной тенью озорной улыбки, все еще легким движением сбросил, очевидно, невыносимо давившую на него простыню и отвернул голову к стене. Он был совершенно наг, ничего старческого не было в его абсолютно идеальном теле, полусогнутом, как лежат в утробе у матери новорожденные. Жегин уходил из жизни чистый, как младенец, так же естественно, ничем себя не запятнав, каким в нее пришел.

Но коллекционирование в СССР – это и поруганная дружба (Поповы отвернулись от жены Григорьянца после его ареста), и ограбления/ конфискации коллекционеров (не без участия советских правоохранителей – Щелокова и др., по мнению автора), и изготовление подделок (Григорьянц упоминает, как Уфимцеву “нарисовали” авангардистский этап творчества).

Быть свободным человеком в несвободной стране – это значит пережить участь узника: лежать в воде на полу карцера, до безумия замерзать в камере (Григорьянц видел тень Ахматовой!), переживать пытку искусственным кормлением, чередование 20 дней в камере и 10 дней в карцере на протяжении года… За годы заключения “журналист”, как называли его уголовники, сформулировал свод правил выживания за решеткой, разумеется, не безусловный:

Не искать общий язык с уголовниками и охраной.
Не помогать тому, кто не защищает себя.
Показывать “душок”, иначе говоря, впадать в бешенство, угрожать окружающим
Контролировать свою жизнь: не расставаться с гвоздем, чтобы в случае неизбежности вогнать себе в висок, голодать и калечиться до смерти.
Быть в постоянной готовности ответить на провокацию.
Аллегорией пребывания в тюрьме можно назвать описание автором паучьих битв в карцерах – о, это были далеко не идиллические сцены жития шотландского короля Брюса! К счастью, и за решеткой хватало человечности: Григорьянц вспоминает надзирателя, который отдавал ему свои бутерброды с чудесным беконом и яйцом вкрутую, и как трогательно этот вохровец, поругавшись с женой, принес как-то Сергею еду из магазина.

Григорьянц не унывал и собирал, пользуясь драматическими обстоятельствами жизни, народный фольклор и потаенное русское язычество. Он узнавал о необходимости завязывать колосок, о неразменных рублях, катящихся одиноких колесах, домовых и черных котах, ликах “богов” в разрушающихся церквах. Он следовал традиции, прерванной в 30-е годы, прежде творчеством заключенных и деклассированных занимались Львов-Рогачевский и Цехновицер, сохранившие немало ценного материала:

Вы шумите,
Мы поднимаем шухер.
У вас простаки,
У нас – фраера.
Вы сгораете от стыда,
Мы сгораем на деле.
Вы обманываете,
Мы блатуем.
На вас клевещут,
На нас – капают.
Вас наказывают,
А нас – исправляют.
Но зато:
У нас есть разгрузка
А у вас что?
У нас есть амнистия
А у вас что?
У нас есть досрочное
А у вас что?
Нас ждет свобода
А вас?

Вот и Григорьянц мог найти островок идиллии даже в уголовном быту: А потом было празднование Нового года – отбой в десять часов вечера охрана в этот день сделала необязательным – с самодельной елочкой и вкусным тортом из подслащенного и размоченного черного хлеба. И бесконечные провоцируемые мной рассказы о привидениях, леших, ведьмах. В разгар самого страшного из рассказов вдруг с грохотом открылась “кормушка”, и из нее полезло что-то черное. Все испугались, но выяснилось, что это охранник, подслушавший наши рассказы в камере, воткнул в “кормушку” локоть в шинели. Сукно и впрямь выглядело угрожающе”. Но читателю следует помнить, что богами Григорьянца были не темные силы лесов, болот и углов, а Свобода и Искусство. Они утверждали его в собственной правоте и помогали стоять и не склоняться перед карательным режимом.

Источник: www.svoboda.org

Опубликовано на сайте: 21 декабря 2018, 1:52

5 комментариев

  1. enzel

    Советская уголовно-лагерная система является прямым продолжением русской общинно-уголовной и разбойной, т.е. народной системы. Крепостное право было удачной попыткой ее сдерживать. Его отмена поставила Россию на плоскость, по которой она съехала в катастрофу, так и не придумав средства обезопасить себя от народной стихии.

  2. Вадим

    Сергей Иванович!? Подскажите пожалуйста? Где можно приобрести ваши книги? Особенно интересует Книга”Пол века Советской перестройки”?А электронном виде читать такую книгу не возможно!

  3. Sergey Grigoryants

    Когда выйдет ”Пол века Советской перестройки” – не знаю.

  4. Андрей Деревянкин

    Какая мудрость. Как всё верно.
    “Не искать общий язык с уголовниками и охраной.
    Не помогать тому, кто не защищает себя.
    Показывать “душок”, иначе говоря, впадать в бешенство, угрожать окружающим
    Контролировать свою жизнь: не расставаться с гвоздем, чтобы в случае неизбежности вогнать себе в висок, голодать и калечиться до смерти.
    Быть в постоянной готовности ответить на провокацию.”

  5. Матвей

    “электронном виде читать такую книгу не возможно”. Всё прекрасно читается- было бы желание. А книгу (если речь идёт о бумажном варианте) мы точно не скоро увидим. По крайней мере в России и на постсоветском пространстве.