Предисловие к книге «Гласность и свобода». Сергея Григорьянц

сайт книги и ее обсуждения: http://freedom.grigoryants.com

Я знаю, что мои статьи последних лет у многих вызывают недоумение, у других — даже сожаление. В них много критики людей, с которыми меня теперь хотели бы объединить — некоторыми наиболее известными сегодня диссидентами и правозащитными организациями, казалось бы самыми демократически ориентированными средствами массовой информации и их редакторами и, наконец, правда изредка, даже с деятелями современного демократического движения, которые теперь уже всё понимают, и даже начали иногда говорить правду. Сегодня получается, что я не только поддерживаю (пусть и совсем иначе) критику в их адрес правительственной, циничной и откровенно клеветнической и окончательно продавшейся российской печати, но даже как бы ставлю их рядом, отношусь одинаково и к преступной кровавой организации захватившей власть в нашей стране и к ее иногда и временами искренним противникам.

И вот теперь целая книга, впрочем, написанная три года назад, которую можно понять точно так же.

Но это ошибочное понимание. И сути моего отношения к этим совсем разным частям русской жизни, и причин, вынуждающим меня писать именно это и именно так. Вкратце попытаюсь разъяснить.

К ставшим наиболее известными диссидентами старшего поколения (примерно десятку) дискредитировавшими и в значительной степени способствовавшим уничтожению демократического движения в России, я отношусь как в прошлом хорошим, но очень недалеким и тщеславным людям, когда-то исполненным лучших намерений и успевшим в вегетарианские годы правления Хрущева и первых лет Брежнева, сделать что-то полезное. Не больше чем многие другие. Но ставшим необычайно известными, когда время наступило совсем иное, а никто из них не оказался способен это понять. К власти в России шли (и пришли) убийцы, хорошо подготовленные, с мощной преступной организацией и большим очень специфическим опытом, но им было невыгодно обнаруживать свои цели и свои способы их достижения, им нужны были ширмы и декорации, а потому не себя, а наиболее недалеких и честолюбивых из диссидентов они назвали победителями, сделали самыми известными и убедили их на всех углах (телеканалах и газетах) говорить, что в «России произошла бескровная демократическая революция» и теперь наступила «наша власть». Еще хуже на первый взгляд я отношусь к назвавшим себя демократическими СМИ, ничего приличного не имевшими за спиной, созданными генералами КГБ Аксеновым и Бобковым. Всем этим телевизионнным «Взглядам», «Прожекторам перестройки» и НТВ, созданным в 90-м радиостанциям и газетам игравшим в свои игры и знавшим больше, чем эти несколько оболваненных диссидентов, провозглашенных ими продолжателями дела Сахарова, как будто Андрей Дмитриевич мог согласиться принять участие в уничтожении основной опоры русской демократии — миллионного движения «Демократическая Россия» и важнейшей части «Мемориала», как общественно-политической организации. В те годы — лидера и силы организующей всю русскую интеллигенцию в их борьбе за демократию в России в уничтожении «Русской мысли» и последней из них – «Гласности».

Но я же никогда не ставлю рядом убийц, захвативших в России власть, и людей в основном и когда-то хороших, но по слабости или недомыслию в чем-то, но к сожалению очень серьезно, убийцам помогавшим.

Высочайшую оценку, не имеющую равных в мире, диссидентам и их движению когда-то дал их противник — капитан КГБ Виктор Орехов, подслушивавший все наши разговоры (дома и по телефону), читавший все тексты и знавший о каждом нашем шаге. А в результате реально готовый отдать жизнь (и осознанно шедший на это) за помощь диссидентам так же, как шли в терьму и на смерть (и многие погибли) эти чистые и самоотверженные люди. Виктор не мои телефонные разговоры слушал — я был в эти годы в тюрьме, но только в «Гласность» он пришел работать , когда смог, и я горжусь этой высокой оценкой. Но ведь как забыть ту атмосферу любви друг к другу, готовности во всем помочь, которая была неотделима у всех диссидентов в те годы от стремления к правде, обновлению страны и, конечно, жертвенности. И это были сотни, скорее даже тысячи, людей по всей стране. Они никогда (или очень недолго) не называли август 1991 года «своей победой», а режим Ельцина «нашей властью», а потому и оказались ненужными для рекламы власти и не только забытыми, но по присущей им честности часто преследуемыми. Им не давали ни радио, ни телеэфира, не брали у них многочисленные интервью. И я рад. Я не с «победителями» и не с их когда-то руководителями и друзьями, а теперь противниками. Что оказался с той тысячей «забытых» диссидентов, с теми, кто видел и понимал, что же на самом деле происходит в стране. Да ведь я и с тысячей уничтоженных и забытых самиздатских газет и журналов — единственной подлинно свободной печатью в истории России («Гласность» тоже пять раз до нуля громила «своя власть»).

Ну, а что же я сам. Человек, внезапно и совершенно не желая того, на несколько лет оказался в центре общественной жизни. Жизни, которая всегда была мне не то что неинтересна, но попросту — неприятна. Меня внезапно арестовал, желая как-то использовать, КГБ, когда я писал книгу о Боровиковском и понемногу продолжал семейные коллекции. Писал, правда, и о литературе русской эмиграции. Возможно выйдет книга, которую составляет петербургский редактор, где не только воспоминания о знакомых — о Шаламове и Параджанове, Некрасове и Харджиеве, но довольно многое о моих родных, среди которых не было коммунистов, но лет полтораста в их академической и художественной среде сохранялось высокое, присущее русской интеллигенции, чувство собственного достоинства. И, станет понятнее, почему со мной даже арестованным, но хоть немногое сохранившим, так и не удалось договориться. Я их предложений не слышал и людьми их не считал. Как сказала Елена Георгиевна (гораздо позже) об одном нашем знакомом – «ему не хватает брезгливости». У меня ее было с избытком.

Но может быть выйдет и другая книга, которую записали молодые люди из МГУ – «Тюремные записки». О том, какую чудовищную школу я прошел в советских крытых тюрьмах (особенно в первый свой срок). Было бы неправдой сказать, что я — единственный, что ни с кем другим этого не случилось. Было, конечно, множество людей убитых таким образом, были и выжившие, хотя и совершенно искалеченные, как скажем Сергей Ходорович или Александр Богословский, не говоря уже о немногих выживших ирландцах, но я, с такой тюремной школой, был единственным, может быть кроме Манделы, оказавшимся в центре общественной жизни. После школы Верхнеуральской тюрьмы, где я сходил с ума, где от дистрофии на распухших от отека ногах кожа была как чешуя и лопалась на ступнях, где меня каждый месяц опускали в карцер и десять раз поднимали всегда в неизвестную мне камеру с новыми уголовными соседями. После этого меня уголовники-любители, наводнившие Кремль и рассовывающие по карманам Россию уже не могли обмануть. Им даже было нелегко убить, при моей постоянной тюремной настороженности. Труднее, чем моего сына. Поэтому я чудом выживал, но оставался по тюремному довольно упорным. И почти двадцать лет удерживал и восстанавливал после разгромов совершенно изолированную, но совсем не мало сделавшую для русской демократии «Гласность».

Но при этом у меня было отвращение к митингам, я не хотел быть ни миллионером, ни министром, ни вождем, меня нельзя было купить, а собственную жизнь я и без того невысоко ценил. У меня не было тщеславия и личных интересов в политической жизни, а потому я отказывался (иногда зря) от всех делавшихся мне заманчивых предложений и возможностей. Я всего лишь пытался уже четверть века назад предупредить, что ждет впереди Россию и всех нас. «Гласность», как могла, пыталась сопротивляться приходу этого вполне очевидного будущего (сегодня — настоящего). Но я не был услышан — благодаря абсолютной двадцатилетней блокаде «глубоко демократических СМИ», а само сопротивление одинокой «Гласности» приходу нашего счастливого наступившего сегодня оказалось недостаточным. Ничего кроме здравого смысла, способности видеть, что делается в стране, и нежелания врать — чего от меня требовали со всех сторон и требуют сейчас — у меня не было. На самом деле я хотел собирать картины и писать книги, что оставшись один, уже без всей семьи в Москве, в России делаю и сегодня. Но в том, что я писал и пишу, я пытаюсь говорить правду, хотя знает ее, конечно, один господь Бог. А что-то другое, что от меня ждут, плохо удается.

Но и эту книгу и три других, которые тоже вчерне завершены, я пишу не только потому, что правда, даже всего лишь такая, как я ее вижу, все-таки кому-то нужна. Есть еще две существенные причины.

Во-первых, в начале 90-х годов, еще при очень мощном демократическом движении в России, даже после убийства Сахарова, год или два сохранялась возможность воссоздать Россию чуть более европейской, уж хотя бы не допустить разгрома Парламента, принятия полумонархической конституции, и ковровых бомбардировок в Чечне. И несправедливо забывать об этой упущенной Россией, как и в семнадцатом году, возможности нельзя.

И, во-вторых, сегодня, в сотни раз более слабое чем тогда, опять возрождается да еще в борьбе после дискредитации и поражения демократическое движение. Но поскольку оно выросло за двадцать лет в обстановке лжи и беспамятства, хорошо организованных всем спектром руководимых КГБ российских СМИ: от коммунистов и до последнего времени хорошо устроенных якобы всегда героических демократов, они не имеют ни представления о том, что по сути дела происходило в стране так недавно, ни хотя бы мельчайшего накопленного за эти годы опыта и повторяют уже совершенные ошибки. Россия ни чему не учится даже на собственной крови, даже на катастрофически упущенных возможностях.

Пытаясь хоть о чем-то напомнить, я и написал эту книгу.

сайт книги и ее обсуждения: http://freedom.grigoryants.com

Опубликовано на сайте: 22 мая 2016, 18:31

12 комментариев

  1. Владимир

    Спасибо большое!Книгу обязательно прочтем.
    Было бы замечательно, если б аудиверсия появилась.Может найдутся заинтересованные….

    Сил и Здоровья, дорогой наш Сергей Иванович.

  2. Николай

    Дорогой Сергей Иванович!
    Будучи весьма невежественным и необразованным человеком, я искал ориентиры, по которым мог бы обнаруживать в себе хотя бы крупицы достоинства.
    И я подтверждаю, что находился под влиянием “Взгляда” и других демократических СМИ.
    О существовании Вашего сайта и о Вашем существовании я узнал года два тому назад уже и не помню каким образом. И был поражен.
    “Гласность” не смогла побиться до меня. А я до неё.

    Спасибо за книгу, за память, за пример достоинства.
    С глубоким уважением
    Николай.

  3. Аноним

    Низкий поклон

  4. Женя

    Дима Киселев побеждает… :(
    Помните недавнюю историю о том, как французские телевизионщики из сатирической передачи “Le Petit Journal” поймали российское телевидение на лжи? Если не помните, то вот ссылка на сайт “RFI на русском”: ru.rfi.fr/rossiya/20160522-my-etogo-ne-govorili-frantsuzy-ne-uznali-sebya-na-kanale-rossiya. Статьи, посвященные этой истории ссылались на вот это видео: YouTube.com/watch?v=4ghJuKREBbI. От других роликов, в которых содержится тот самый выпуск передачи “Le Petit Journal” от 20.05.2016, это видео отличает наличие русских субтитров. Именно благодаря русским субтитрам этот ролик успел набрать более 1 976 000 просмотров. А потом внезапно исчез с YouTube!
    Сначала это видео было удалено с формулировкой “Это видео более недоступно из-за заявления о нарушении авторских прав, полученного от Canal Plus.”. Потом ненадолго появилось, но затем вновь было удалено уже с формулировкой “Автор ограничил доступ к видео.”. Автором, разместившим видео был YouTube-канал “RFI на русском”, то есть в любом случае видео удалили сами французы. Видео по-прежнему доступно на сайте “Canal+” (player.canalplus.fr/#/1393050) где, в отличие от YouTube, его увидит гораздо меньшая аудитория.
    Кроме того были удалены и все другие видео, содержавшие выпуск “Le Petit Journal” от 20.05.2016, например YouTube.com/watch?v=op_BR1thJs0 (“Это видео более недоступно из-за заявления о нарушении авторских прав, полученного от Canal Plus”) и YouTube.com/watch?v=RvtUu0XX9rM (“Аккаунт YouTube, связанный с этим видео, удален за неоднократное нарушение авторских прав.”). При этом не удаляет другие выпуски “Le Petit Journal”, например youtube.com/watch?v=iiLDDPMN4H4, youtube.com/watch?v=7dkvrfjinuw или youtube.com/watch?v=g2pphGboTX8. Т.е. их размещение в свободном доступе почему-то никаких авторских прав не нарушает! Не говоря уже о том, что новостной канал – это НЕ кинокомпания, он получает деньги НЕ за просмотр своих видео, а за рекламу. Денег от рекламы тем больше, чем больше зрителей у канала, а у каждого следующего выпуска передачи тем больше зрителей, чем больше их было у предыдущего выпуска. Соответственно, никакой телеканал не заинтересован удалять выпуск своей передачи, который набрал почти 2 млн просмотров (даже если это не были просмотры французских зрителей), а наоборот – заинтересован максимально раскручивать интересный сюжет.
    У кого какие предположения насчет того, как Хутлер заткнул рот французам? Пообещал прислать автоматчиков, как в “Charlie Hebdo”? Или просто пригрозил французским политикам, что не будет больше снабжать их молодыми русскими женами, как Тьерри Мариани?

  5. Sergey Grigoryants

    Женя
    Объяснений я не знаю, возможно они формальные, но у меня была похожая история с операторами и режиссером канала Canal Plus, которые снимали фильм о Викторе Орехове. Я ездил в пермскую зону, сам что-то им говорил, хотя полученные ими комментарии от Алексеевой и Подрабинека мне не нравились,что видно из моих комментариев к фильму и текстов об Орехове. Так или иначе они мне прислали дискету с их предварительной записью, где все русские тексты, в том числе и самого Виктора еще не переведены на французский. Я поблагодарил и написал, что повешу на своем сайте их предварительные съемки. И неожиданно получил отказ, на который, правда, не обратил никакого внимания, поскольку у меня уж точно сайт некоммерческий и практически это то самое личное использование, для которого они мне диск и прислали. Думаю, что фильм об Орехове до сих пор где-то у меня на сайте.

  6. quest

    спасибо Вам за книгу!

  7. Александр Че.

    Еще один путь распространения книги
    http://www.litres.ru/reader/?&utm_campaign=eml_1847534&utm_medium=eml_market&utm_source=link_0004&utm_nooverride=1&from=email&pin=38640331
    Литрес-чтец

  8. Владимир

    Давно уже прочитал. С огромным интересом. Мне нечего комментиривать, всё устраивает. Очень полезная информация в доступной легко изложеной форме.
    Памяти Тимоше. Спасибо за книгу!

  9. Женя

    Сергей Иванович, на объяснения по поводу Canal+ я наткнулся случайно и они, как оказалось, самые простые:
    “В 1990-х годах Canal+ принимал участие в создании российско-французских художественных кинофильмов «Утомлённые солнцем», «Вор», «Восток-Запад», «Русский бунт» и «Сибирский цирюльник».” (ru.wikipedia.org/wiki/Canal%2B).
    “Режиссёр: Никита Михалков. Кинокомпания: Canal+, Prague International Films, Студия ТриТэ.” (ru.wikipedia.org/wiki/Утомлённые_солнцем_2:_Предстояние)

  10. Sergey Grigoryants

    Женя
    Не понимаю, о чем идет речь.

  11. Владимир

    Уважаемый Сергей Иванович, примерно как с неделю сайт книги не открывается.
    Это Вы редактируете?

  12. Sergey Grigoryants

    Владимир
    Все исправили, спасибо